Cno6o4o-TypuHcxuft MyHr.rqprnaJrrulrft orAeJr ynpaBJreHux o6pa:onanzeu
MyuuqrnanbHoe aBToHoMHoe,4ornKorbnoe o6pa-:onareJrbHoe frpex(AeHr,re
rleHrp pa:'Burus. pe6enra -
)
k-t---i-t#
,{onorrnnreJrbuafl o6rqeo6pa3oBareJrbHafl
o6qep asBlrBaroilIar rporp aMMa
coqu€LrrbHo-ryMaHrrTapHofi HarrpaBneHHocTr4,
(IOHbIE IIATPI4OTbb)
Bospacr yqaulkrxcs.: 6-7 ter
Cpor peanlr3arluu: 1 ro4
Anrop-cocraBr,rreJrb
llpoqenxo Enena Bzramenua,
BOCTII4TATEJIb
c.Typuncras Cno6o,q a, 2025 rog
:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная
I Наименование программы
общеразвивающая программа
«Юные патриоты»
II Направленность
III сведение об авторе-составителе
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес, контактный
Телефон
IV Сведения о педагоге, реализующим
программу
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес, контактный
Телефон
V Сведенья о программе
1. Нормативная база.
социально-гуманитарную
Проценко Елена Витальевна
1981
Среднее специальное
Воспитатель
1 КК
procenko-maksim1979@mail.ru
Храмцова Анастасия Сергеевна
1989
Высшее
Воспитатель
1 КК
nastya666zik@mail.ru
+7 912 286-25-76
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ
«Об
образовании
в Российской
Федерации»;
Концепция развития дополнительного
образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678
– р);
- Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении
норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению
безопасности
и
(или)
безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г.
№298 «Об утверждении профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27
июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом
Министерства образования и науки РФ от
28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ
Министерства
общего
и
профессионального образования Свердловской
области
от 29.06.2023 г.
№ 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ
Министерства
общего
и
профессионального образования Свердловской
области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений
изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской
области
от 29.06.2023 г.
№ 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и
молодёжной политике Свердловской области
от 26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении
методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав МАДОУ ЦРР - «Слободо-Туринский
детский сад «Солнечный».
1 год
2. Объем и срок освоения
3. Форма обучения
очная
4. Возраст обучающихся
6-7 лет
5. Особые категории обучающихся
Модифицированная
6. Тип программы
7. Статус программы
V1. Характеристика программы
по месту в образовательной модели
9. Цель программы
коллектив детей старшего дошкольного
возраста
вовлечение детей в военно-патриотическую
деятельность, формирование
положительного образа гражданина
Российской Федерации, воспитание любви
к Родине.
10. Учебные
курсы/дисциплины/разделы (в
соответствии с учебным планом)
11. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности.
12. Формы мониторинга
13. Результативность реализации
программы
14. Дата утверждения и последней
корректировки
Словесные методы (беседа, объяснение,
опрос)
Наглядные методы (показ
видеоматериалов, демонстрация
иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения)
Коллективная деятельность
Практические (упражнения, ролевые
игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу
педагога).
Методы контроля и самоконтроля.
Входная диагностика: анкетирование
(детей, родителей), тестирование;
собеседование, наблюдение.
Промежуточная: наблюдение,
интеллектуальная игра, индивидуальная и
групповая творческая работа.
Итоговая: анкетирование
Август 2025 года
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3.Планируемые результаты
1.4. Содержание программы.
Учебный план
Учебно-тематический план
Содержание учебно-тематического плана
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы контроля. Оценочные материалы
2.4. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
стр. 6
стр. 11
стр. 11
стр. 12
стр.13
стр.13
стр.15
стр. 17
стр.17
стр. 19
стр. 19
стр. 21
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные патриоты» (далее – Программа) имеет социально-гуманитарную
направленность.
Программа модифицированная, разработана на основе изучения
программ данного направления, в частности
Дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный патриот»,
Ерофеевой Т.Н.
Программа
ежегодно
корректируется
с
учётом
изменения
законодательной и нормативной базы, приоритетов деятельности учреждения
и музыкального руководителя, интересов, способностей и особенностей
детей.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юные патриоты» разработана на основании следующих нормативноправовых документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленными письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в
приказ Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ
Министерства
образования и молодёжной политике
Свердловской области от 26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении
методических
рекомендаций
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав МАДОУ ЦРР - «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный».
Актуальность программы:
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие чувства патриотизма;
- ранней целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в
ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Программа разработана с учетом задач, поставленных в программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025
годы», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о
воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить…
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического,
социального государства, уважающих права и свободу личности и
обладающих высокой нравственностью…» и нормативных документов
Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «ЮНАРМИЯ».
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных
социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли,
выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую
хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение
трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются
предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе,
культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и
привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как
именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и
родителей к подготовке будущих защитников Отечества.
Содержание программы направлено на развитие представлений детей о
Российской армии и исторических подвигах защитников Отечества,
воспитание нравственно - патриотических чувств и качеств личности ребенка
старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Отличительные особенности программы является ее базирование на
краеведческом материале, включение в содержание программы блока тем по
духовно-нравственному направлению. Новизна программы состоит в том, что
в процессе занятий дети знакомятся с историей родного края и Великой
Отечественной войны. Кроме того, дети приобретают навыки на занятиях по
различным направлениям: военно-спортивное, туристическое, медицина и т.д.
Особенности организации образовательного процесса. Модель
реализации ДООП традиционная, т.к. представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного года обучения.
Программа стартового уровня доступна для каждого обучающегося.
Содержание и материал программы дополнительного образования детей
организованы в соответствии со стартовым уровнем сложности, который
предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для
освоения содержания программы.
Программа сформирована с учетом возраста детей и необходимости
реализации образовательных задач в определенных видах деятельности. Для
детей дошкольного возраста это:
- игровая деятельность (включая сюжетно-ролевую игру как ведущую
деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие
виды игры);
- двигательная (овладение основными движениями) активность ребенка;
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками);
познавательно-исследовательская
(исследования
объектов
окружающего мира и восприятие художественной литературы и фольклора);
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах).
- изобразительная (овладение созданием материального продукта,
творческого осмысления реальности)
- конструирование (формирование пространственного мышления и
способность предугадать конечный результат деятельности)
Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с
ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) через
применение индивидуально дифференцированного подхода в обучении, что
позволяет учащимся справиться с возможными трудностями при выполнении
задания, повышает самостоятельность детей. Адаптация общеразвивающей
программы осуществляется с учетом рекомендаций психологов и включает
следующие направления деятельности: анализ и подбор содержания,
использование разных форм, методов и отражается в следующих аспектах:
- своевременное выявление трудностей у детей в процессе обучения;
- определение особенностей организации образовательной деятельности
в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка,
структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим
учебных нагрузок, вариативные формы) в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии;
- составление педагогами индивидуальных планов занятий с учетом
особенностей ребенка;
- использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательной
деятельности, повышения его эффективности, доступности);
- обеспечение здоровье сберегающих условий (профилактика
физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся,
соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Уровневость программы
Стартовый уровень предполагает использование и реализацию
общедоступных
и
универсальных
форм
организации
материала,
минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
общеразвивающей программы.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный патриот» адресована детям в возрасте от 6 до 7 лет. Формирование
учебных групп осуществляется на добровольной основе, без специального
отбора, по возрастному признаку – дошкольники. Главным условием является
желание ребенка заниматься военно-патриотической деятельностью.
Зачисление в группы производится с обязательным условием – написания
заявления родителями (законными представителями несовершеннолетних
учащихся), подписание согласия на обработку персональных данных.
Программа строится на основе знаний возрастных, психологопедагогических, физических особенностей детей 6-7
лет. Возрастные,
психофизиологические особенности детей, базовые знания, умения и навыки
соответствуют данному виду деятельности.
В этом возрасте обучающийся начинает ощущать свою принадлежность
и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто
подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает существующую
систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. В этот
период начинают проявляться нравственные, интеллектуальные и
патриотические чувства. Именно в этом возрасте происходят существенные
сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти,
происходит развитие наблюдательности.
Наполняемость групп: 15-20 человек.
Объем и срок освоения программы. Режим занятий.
Объем программы: 36 часов
Срок освоения:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 мин. Общее
количество часов в неделю – 1 час.
Особенности организации образовательного процесса. Формы
реализации программы:
Программа может реализовываться при тематической совместной
деятельности педагога и ребенка в форме кружковой работы (занятия,
учебные практики, мониторинг успеваемости воспитанников).
Перечень
форм
обучения:
фронтальная,
индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая, с использованием информационнокоммуникационных технологий.
Перечень видов занятий: беседы, познавательные игровые занятия,
экскурсии, соревнования.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, контрольный опрос, командная
и индивидуальная работа при выполнении творческих проектов, смотр,
соревнования, журнал посещаемости, промежуточной и итоговый
мониторинг.
1.2. Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель: вовлечение детей в военно-патриотическую деятельность,
формирование положительного образа гражданина Российской Федерации,
воспитание любви к Родине.
Задачи программы:
Обучающие
- знакомство с юнармейским движением в России;
- знакомство с историей Вооруженных Сил РФ;
- знакомство с символами воинской славы, боевым знаменем;
- формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и
будущему родного края, чувства гордости за свою Родину;
- формирование правильного выполнения строевых приемов и действий;
- формирование навыков по строевой подготовке.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса к истории своей семьи, родного
края, страны;
- развитие аккуратности,
дисциплинированности,
умения четко
следовать инструкциям;
- развитие речи, умение высказывать свою точку зрения, посредством
беседы, чтения стихов, пения песен;
- развитие памяти, мышления, внимательности, творческого воображения
и фантазии;
Воспитательные:
- воспитание чувства гордости и уважения к защитникам Родины на
основе конкретных исторических событий и образов, доступных детям и
вызывающих у них яркие эмоциональные переживания - приобщение детей к
социально-культурным традициям уважения к памяти павших героев;
- воспитание патриотизма, чувства ответственности, как символу
воинской чести, доблести и славы,
- воспитание уважения к сверстникам
в
процессе
совместной
деятельности.
1.3.
Планируемые результаты
Личностные:
- у ребенка сформирована причастность к социальной и окружающей среде;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, обладает
чувством собственного достоинства;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя;
- умеет взаимодействовать со
сверстниками
в
коллективной
деятельности;
- ребенок способен проявить патриотические чувства и любви к своему
родному краю, Родине, гордости за людей, прославляющих наш край,
страну;
- у ребенка сформировано осознание гражданской, национальной
идентичности;
- ребенок способен проявляет инициативу и согласованность действий с
партнерами в планировании коллективной деятельности.
Предметные
- ребенок знает историю юнармейского движения в России;
- ребенок знает историю Вооруженных Сил РФ;
- владеет знаниями о символике большой и малой Родины
- владеет знаниями о символах воинской славы, боевом знамении;
-ребенок способен проявить патриотические чувства к прошлому,
настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою Родину;
- владеет навыками правильного выполнения строевых приемов и
действий.
Метапредметные
- ребенок овладеет основными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах познавательной деятельности:
игре, общении, познавательной деятельности;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может обосновать
свою точку зрения на основе полученных знаний;
- сформированы навыки строевой подготовке;
- проявляет познавательную инициативу в процессе овладения
учебными действиями;
- ребенок умеет осмысленно участвовать в коллективной деятельности.
1. 4. Содержание программы
№
Раздел
Учебный план
количество часов
1 год
всего
теории
практики
Формы /
методы
контроля и
аттестации
Беседа.
Наблюдение
Беседа.
Наблюдение
Беседа.
Наблюдение
1.
Введение
3
1
2
2.
Семья
7
3
4
3.
Родной свой
край люби и
знай
Герои –
защитники
Отечества
Строевая
подготовка
Когда мы едины
– мы
непобедимы
Мы за мир
12
6
6
2
1
1
Беседа.
Наблюдение
3
1
2
Наблюдение
7
3
4
Беседа.
Наблюдение
4
2
2
Беседа.
4.
5
6
7
Наблюдение
Итого:
36
15
21
1.
Учебно-тематический план
Разделы программы
Количество часов
Форма контроля/
Тема
аттестации
Всего Теория Практика
Введение.
3
1
2
1,5
0,5
1
Беседа
1.1
Юнармейское движения
в России
1,5
0,5
1
1.2
Я и мое имя.
Я-гражданин РФ.
Беседа
наблюдение
2
Семья
7
3
4
2.1
Мужчины и женщины в
семье
Моя семья, моя
родословная
Мой родной дом
2
1
1
3
1
2
2
1
1
12
6
6
2
1
1
Беседа,
наблюдение
3.2
Родной свой край
люби и знай
«Минин и Пожарский –
защитники земли
русской»
Богатыри славной Руси
2
1
1
Беседа
3.3
Родное село
4
2
2
3.4
Россия – Родина моя
4
2
2
Беседа,
наблюдение
Беседа
4.
Герои – защитники
Отечества
2
1
1
4.1
Защитникам Родины
славу поем
Строевая подготовка
Знакомство с основами
строевой подготовки.
Когда мы едины – мы
непобедимы
Мы этой памяти верны
2
1
1
Беседа
3
3
1
1
2
2
Наблюдение
7
3
4
3
1
2
№
2.2
2.3
3.
3.1
5
5.1
6
6.1
Беседа
наблюдение
Беседа
Беседа
наблюдение
Наблюдение
6.2
Ратные подвиги
земляков
2
1
1
Беседа
6.3
Герои СВО
2
1
1
Беседа
7
Мы за мир
4
2
2
7.1
Мы за мир на планете
2
1
1
Наблюдение
7.2
Юный патриот
2
1
1
Наблюдение
Итого:
36
15
21
Содержание учебно – тематического плана
1.
Введение
1.1
«Юнармейское движение»
Теория: Детское молодёжное движение современной России –
«Юноармейцы». Знакомство с символикой молодежного движения, внешним
видом юнармейца.
Практика: просмотр презентации «Юнармеец», просмотр видеоролика
«Юнармия: лучшие из лучших».
1.2
«Я и мое имя. Я-гражданин РФ»
Теория: Зачем человеку имя?» История русских имен. Значением
имени для человека.
Практика: Чтение Л. Успенский «Ты и твое имя». Дидактические игры:
«Измени имя», «Образуй фамилию, имя, отчество».
2.
Семья
2.1
«Мужчины и женщины в семье»
Теория:
Понятие – что такое семья. Обязанности членов семьи.
Социальная роль мужчины и женщины.
Практика: Рассказы детей о членах своей семьи. Сюжетно-ролевая игра
«Моя семья», «Кто, что делает в семье?» Рисование на тему «Самая дружная
семья».
2.2. «Моя семья, моя родословная»
Теория: Что такое родословная. Традиции в семье. Профессии в семье.
Практика: Чтение художественной литературы: русская сказка
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», стихотворение Я. Аким «Мама»
Составление генеалогического древа (домашнее задание). Семейная гостиная
– традиции семьи.
2.3 «Мой родной дом»
Теория: Кто живет рядом с тобой. Привязанность к родному дому.
История жилища человека, предметы быта.
Практика: Чтение Н.А.Арапова-Пискарева «Мой родной дом»,
подвижная игра « Найди свой дом», конструирование «Дом в котором я
живу», организация выставки рисунков совместно с родителями «Это мой
дом» (домашнее задание)
3.
Родной свой край люби и знай
3.1 «Минин и Пожарский – защитники земли русской»
Теория: продолжать знакомить детей с историей нашей Родины; с
государственным праздником «День народного Единства»; Наша страна –
многонациональная, доброжелательная страна. История народной культуры и
традиций.
Практика: Просмотр
презентации с иллюстрациями памятника К.
Минину и Д. Пожарскому, коллективная работа по аппликации «День
народного единства». Просмотр презентации «Россия – многонациональная
страна» слушание гимна.
3.2 «Богатыри славной Руси»
Теория: Понятие «былина». Рассказ о русских богатырях-защитниках:
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Оружие русского
богатыря.
Практика: Чтение сюжетов из былин о подвигах русских богатырей.
Рассматривание иллюстрации картины В.М.Васнецова «Богатыри».
Подвижная игра «Стенка на стенку»
3.3 Родное село
Теория: Родное село. Достопримечательности села. Символика
Туринской Слободы. Гимн Туринской Слободы. Природные богатства
района, природно-климатическая зона (лес).
Практика: Игра-путешествие «Село Туринская Слобода» (по карте).
Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия к памятнику В.И.Ленина.
3.4 Россия – Родина мая
Теория: Государственные символы и неофициальные символы России.
Москва. Кремль. Площадь. Президент. Гимн России. Народные игрушки,
народные праздники.
Практика: Чтение стихов о Москве. Разучивание гимна. Разучивание
хоровода «Во поле берёза стояла». Д/игра «С какого дерева лист». Конкурс
рисунков «Люблю берёзку русскую…»
4. Герои – защитники Отечества
4.1 «Защитникам Родины славу поем».
Теория: Есть такая профессия - Родину защищать. Военные профессии.
Служба в Армии Р.Ф. Военная техника.
Практика: чтение: Е. Благина «На заставе», Сюжетно-ролевые игры:
«Мы - военные», «Разведчики». Рассматривание лэпбука «Военные
профессии». Продуктивная деятельность: аппликация «Военная техника»
5. Строевая подготовка.
5.1. «Знакомство с основами строевой подготовки»
Теория: Изучение некоторых элементов строевой подготовки
Практика: Выполнение команд: «Смирно», «Вольно», «Разойтись»,
«Равняйся», «Два шага вперед, назад, в сторону (вправо, влево)».
6. «Когда мы едины – мы непобедимы»
6.1. «Мы этой памяти верны»
Теория: Начало ВОВ. День Победы. Дети – герои. Животные – герои.
Города – герои.
Практика: Рассматривание картин о ВОВ. Чтение произведения о ВОВ
С. Баруздин "Шел по улице солдат", Прослушивание музыкальных
произведений «Священная война»; Рисование: «Рисуем войну и Победу».
Макет «Бой»
6.2. «Ратные подвиги земляков»
Теория: Рассказ о героизме и мужестве людей в борьбе за свободу
любимой Родины в годы Великой Отечественной войны. Наши ветераны земляки.
Практика: Просмотр презентации о ВОВ. Рассматривание лэпбука
«ВОВ» Исполнение детьми танца, песен. Чтение стихотворений о войне.
6.3 «Герои СВО»
Теория: Знакомство детей с фрагментами биографии героев СВО.
Герои – земляки. Военные в семье.
Практика: Просмотр презентации «Герои СВО» и рассматривание
лэпбука «Герои СВО». Акция «Письмо солдату»
7. Мы за мир
7.1. «Мы за мир на планете»
Теория: Мир, а что это значит? Знакомство с Колоком мира. Символ
мира – голубь.
Практика: Чтение стихотворения «Солнце Родины любимой».
изготовления поделки «Голубь мира». Экскурсия к мемориалу «Памяти и
славы», возложение цветов на памятник.
7.2 «Юный патриот»
Теоретическая часть: Эмоциональный настрой на исполнении своей
роли в празднике
Практическая часть: Праздник «Юные патриоты» с участием
представителей и членов ЮНАРМИИ Слободо-Туринского МР.
Форма контроля: викторина, наблюдение.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график реализации Программы
на 2025-2026 учебный год.
Год
Дата
Дата
Всего
Количество Режим
обучения начала
окончания учебных
учебных
занятий*
обучения
обучения
недель
часов
по
по
программе программе
1
1 сентября
29 мая
36 уч.
недель
36 часов
(9
месяцев)
1 час
(1 раз в
неделю)
2.2. Условия реализации программы
Кадровые. Реализовывать программу может педагог дополнительного
образования, воспитатель и др., имеющий среднее либо высшее
профессиональное образование, обладающий достаточными теоретическими
знаниями и опытом практической деятельности.
Организационно- педагогические:
- участие в мероприятиях на уровне учреждения;
- возможность участия в районных, окружных, региональных
международных конкурсах (соревнованиях).
- сотрудничество с родителями и другими коллективами.
Материально-технические. Результат реализации программы во многом
зависит от материально-технического обеспечения, необходимого для всех
видов образовательной деятельности обучающихся, педагогической,
административной и хозяйственной деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия:
- Групповая комната, оборудованная в соответствии с санитарными
нормами общей площадью
52
кв.м., имеются парты, стулья,
демонстрационная доска;
- Музыкальный зал, оборудованный в соответствии с санитарными
нормами общей площадью 70 кв.м., три окна музыкального зала
оснащены жалюзи
для
полного
затемнения. В музыкальном зале
современный дизайн интерьера.
- Спортивный зал, оборудованный в соответствии с санитарными нормами
общей площадью 72 кв.м.
Перечень оборудования:
- детские стульчики по росту ребенка;
- парты;
- шкаф для педагога с полками для хранения методических материалов.
Технические средства обучения:
- Мультимедийное оборудование с видеотекой;
- Интерактивная доска с ноутбуком;
- Магнитофон.
Информационное обеспечение
Видеофильмы, плакаты, электронные пособия. Учебно-методическая
литература и пособия. Репродукции картин; картинки с различными видами
войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город», «Моя семья»;
художественная литература; аудиозаписи с песнями военных лет.
Методические материалы
-Методическое обеспечение по программам военно-патриотической
направленности. Демонстрационный
материал, познавательноразвивающие
игры, литература с иллюстрациями для детского чтения.
Методические особенности организации образовательного процесса.
Учебно-методический комплекс программы разработан с целью
достижения более высоких результатов. В комплект входят следующие
методические материалы, разработанные с учетом возрастных
особенностей учащихся:
Формы обучения: очная
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, встреча с интересными
людьми, выставка, гостиная, игра, концерт, конкурс, мастер-класс, поход,
праздник, практическое занятие, презентация, соревнование, экскурсия.
Методы обучения и воспитания
Словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Педагогические технологии
Технология
индивидуализации
обучения,
группового
обучения,
развивающего обучения, проблемного обучения, проектной деятельности,
игровой
деятельности,
коммуникативная
технология,
ТРИЗ,
здоровьесберегающая технология и др.
Дидактические материалы
Наглядные, демонстрационные и практические пособия; подборки
материалов, игр, заданий, упражнений; раздаточные материалы по темам и
разделам; банк творческих работ и проектов и т.п. (на бумажных и
электронных носителях).
2.3. Формы контроля и оценочные материалы
Результаты выполнения учебной программы отслеживаются путем
проведения мониторинга, который включает в себя опрос с целью выявления
уровня воспитанности, эмоционального и физического состояния, мотивации
к занятиям.
Мониторинг проводятся не реже 2-х раз в течении учебного года (на
начало и окончание первого полугодия учебного года). В конце года
обучения проводится итоговое обследование. По итогам ее может
корректироваться нагрузка, режим занятий (в индивидуальном порядке).
(Приложение 1)
Формами подведения итогов так же являются: участие в мероприятиях
патриотической направленности различного уровня, участие в беседах,
соревнованиях, и т.п. (Приложение 2)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
2.4. Список литературы
Для педагога
Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7
лет «Свет Руси»: Пособие по реализации Государственной программы. М.:
АРКТИ, 2004.
Иткин Э.С. Учебно-методическое пособие «Дни воинской славы России».
Книга 1
– Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
Кокуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на
культурных традициях своего народа»: Методическое пособие - М.: АРКТИ,
2005.
Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста. Пособие для реализации Государственной
программы. М.: АРКТИ, 2004.
Евтушенко
С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина
России.
// Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5,
с.11-13.
7. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю //
Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
8. Комратова
Н. О гражданском воспитании дошкольников //
Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
9. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10,
с.52- 54.
Для детей и родителей
10.
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о
Родине»
11.
Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине»
12.
Ушинский К.Д. Рассказы для детей 6 – 7 лет
13.
Митяев А. «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему Армия родная»,
«Москва» А. Прокофьев «Родина»
14.
Орлов В.Н. «Парад», «Салют», «Родина», «Здравствуй, Родина моя»,
«Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»
15.
Кассиль Л. «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои
защитники» М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»
16.
Лермонтов М.Ю. «Родина»
17.
Баруздин С. «За Родину», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в
цель»
18.
Маршак С. Я. «Рассказ о неизвестном герое»
19.
Раннева Е.А. «На параде», «Игра в войну»
20.
Чернова Л.А. «Что такое Родина», «Нет тебя милей», «Земля моя»,
«Дорогая моя Россия»
21.
Былины и сказки: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Как Илья
Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня
и змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович». Сказка «Никита –
Кожемяка», «Садко»
22.
Уральские писатели: А.Е. Нестерова «Родина», «Слава Родникам!»,
«Родники - это и есть сама жизнь...», «Родники Урала» «УРАЛ! Это значит
могущество!», «Наш Урал».
Приложение 1
Мониторинг патриотического воспитания дошкольников
1 Малая Родина. Название села, домашний адрес, название местных
достопримечательностей, название зеленых зон, название улиц, площадей.
2 Символика. Флаг России, герб России, герб родного поселка, флаг
поселка, гимн родного села.
3 История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные
праздники, жилище человека, предметы быта.
4 Личностный компонент. Отношение к окружающей среде, забота о
близких, проявление дружелюбия, умение управлять своими чувствами,
договориться. Умение анализировать свои поступки и поступки других.
Оценка:
5 баллов - Знает свое имя, фамилию, название поселка, страны, свой адрес;
называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, 4 - 5 улиц;
знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб села; называет народные
праздники, игрушки, предметы быта; заботится об окружающей природе,
близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами
товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки.
Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.
4 балла - Знает свое имя, фамилию, название страны, поселка, свой адрес;
флаг, герб, гимн России, герб поселка; затрудняется назвать
достопримечательности, улицы, площади поселка (делает это после
пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки;
заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами
товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь;
анализирует поступки с помощью взрослого.
3 балла - Затрудняется назвать страну, село. С трудом называет свой адрес,
но узнает флаг, герб, гимн России, своего села; отсутствуют знания о
достопримечательностях родного края; плохо знает названия улиц; не может
назвать народные праздники, игрушки; не заботится об окружающих, не
проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет
договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать
поступки.
2 балла- С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название
страны, села, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб села; с подсказкой
называет достопримечательности, улицы села (делает это после пояснений
взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; заботится о
близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не
умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с
помощью взрослого.
1 балл – Не знает названия страны, села. Своего адреса, но узнает флаг, герб,
гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо
знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не
заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с
интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи,
не может анализировать поступки.
Приложение 2
Результативность участия творческого объединения в конкурсных
мероприятиях
Сроки
1
2
3
Название
конкурса
Уровень
(муниципальный,
региональный,
всероссийский,
международный)
Количество
участников
Призовые
места