Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные патриоты»

Typnncnn fi mynnquna;rrnu fi orAeJr yrrpaBJrenrrn o6paronan nerr
MAAOy IPP - <>

c.no6o.qo

-

IIFI4IIflTA:
Ha 3aceAaHr,ru

flegaroruuecKofo coBera
<<29>> ayrycra2024 r.

LtrP - >
Bospacr o6y.raroqrxcq: 6-7 ter
Cporc peaJrr3arlrn: I roA

ElF

Anrop:

flpoqemo Elena Bnranrenua,
BOCTII{TATEJIb

c. Typnncraq Cro6oAa12024

rog

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная
I Наименование программы
общеразвивающая программа
«Юные патриоты»
II Направленность
III сведение об авторе-составителе
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес, контактный
Телефон
IV Сведения о педагоге, реализующим
программу
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес, контактный
Телефон
V Сведенья о программе
1. Нормативная база.

техническая
Проценко Елена Витальевна
1981
Среднее специальное
Воспитатель
1 КК
procenko-maksim1979@mail.ru

Проценко Елена Витальевна
1981
Среднее специальное
Воспитатель
1 КК
procenko-maksim1979@mail.ru
89226089025
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273ФЗ
«Об
образовании
в Российской
Федерации»;
Концепция развития дополнительного
образования до 2030 года (Распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678
– р);
- Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении
норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению
безопасности
и
(или)
безвредности для человека факторов среды
обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 05.05.2018 г.
№298 «Об утверждении профессионального
2

стандарта
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27
июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №
09-3242 «О направлении информации» (вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными письмом
Министерства образования и науки РФ от
28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ
Министерства
общего
и
профессионального образования Свердловской
области
от 29.06.2023 г.
№ 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ
Министерства
общего
и
профессионального образования Свердловской
области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений
изменений в приказ Министерства общего и
профессионального образования Свердловской
области
от 29.06.2023 г.
№ 785-Д «Об
утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и
молодёжной политике Свердловской области
от 26.10.2023 г. № 1104 -д «Об утверждении
методических рекомендаций «Разработка
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в образовательных
организациях»;
- Устав МАДОУ ЦРР - «Слободо-Туринский
детский сад «Солнечный».

1 год
2. Объем и срок освоения
3. Форма обучения

очная

4. Возраст обучающихся

6-7 лет

5. Особые категории обучающихся
Модифицированная
3

6. Тип программы
7. Статус программы
V1. Характеристика программы
по месту в образовательной модели
9. Цель программы

коллектив детей старшего дошкольного
возраста
вовлечение детей в военно-патриотическую
деятельность, формирование
положительного образа гражданина
Российской Федерации, воспитание любви
к Родине.

10. Учебные
курсы/дисциплины/разделы (в
соответствии с учебным планом)
11. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности.

12. Формы мониторинга

13. Результативность реализации
программы
14. Дата утверждения и последней
корректировки

Словесные методы (беседа, объяснение,
опрос)
Наглядные методы (показ
видеоматериалов, демонстрация
иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения)
Коллективная деятельность
Практические (упражнения, ролевые
игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу
педагога).
Методы контроля и самоконтроля.
Входная диагностика: анкетирование
(детей, родителей), тестирование;
собеседование, наблюдение.
Промежуточная: наблюдение,
интеллектуальная игра, индивидуальная и
групповая творческая работа.
Итоговая: анкетирование

Август 2024 года

4

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.

РАЗДЕЛ 2.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы.
Учебно-тематический план с содержанием разделов
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
2.3. Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

стр. 6
стр. 11
стр. 12
стр. 12
стр.16
стр. 20
стр. 22
стр. 23
стр. 25

5

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Юные патриоты»
разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, возрастных
особенностей контингента детей; образовательных потребностей и запросов
воспитанников, семьи на основании следующих нормативно-правовых
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года

(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по
6

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленными

письмом

Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской

области

от 29.06.2023 г.

№ 785-Д «Об утверждении

Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в
приказ Министерства
Свердловской

общего

области

и

профессионального

от 29.06.2023 г.

образования

№ 785-Д «Об утверждении

Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ»
в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ
Свердловской

Министерства
области

методических

образования и молодёжной политике

от 26.10.2023 г.

рекомендаций

общеобразовательных

№ 1104 -д «Об утверждении

«Разработка

общеразвивающих

программ

дополнительных
в

образовательных

организациях»;
- Устав МАДОУ ЦРР - «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный».
Данная программа модифицированная, разработана на основе изучения
программ

данного

общеобразовательной

направления,

в

общеразвивающей

частности

Дополнительной

программы «Юный патриот»,

Ерофеевой Т.Н.

7

Направленность

программы:

социально-гуманитарная

для

воспитанников 5 - 7 лет. Основой программы является военно-патриотическое
воспитание.
Актуальность программы.
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
- нацеленностью на развитие чувства патриотизма;
- ранней целевой ориентацией на подготовку обучающихся к службе в
ВС РФ;
- формированием здорового образа жизни;
- необходимостью развития духовно-нравственных ценностей учащихся.
Программа разработана с учетом задач, поставленных в программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025
годы», Национальной доктрине образования в Российской Федерации о
воспитании гражданина: «Система образования призвана обеспечить…
воспитание
социального

патриотов

России,

государства,

граждан

уважающих

правового,

права

и

демократического,

свободу

личности

и

обладающих высокой нравственностью…» и нормативных документов
Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного
движения «ЮНАРМИЯ».
Патриотическое воспитание в детском саду – сочетание глубинных
социальных технологий обучения и оздоровления ребенка на уровне воли,
выносливости, смелости, познания традиций, погружения в патриотическую
хронологию, гармонии в семье и поэтическое мировосприятие, изучение
трудовых и боевых подвигов. В дошкольном возрасте формируются
предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе,
культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и
привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как
именно на этой основе воспитывается патриотизм.

8

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача,
решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания,
общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова
и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для
дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Программа ориентирована на социальный заказ обучающихся и
родителей к

подготовке будущих защитников Отечества.

Содержание программы направлено на развитие представлений детей о
Российской

армии

и

исторических

подвигах

защитников

Отечества,

воспитание нравственно - патриотических чувств и качеств личности ребенка
старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Отличительные особенности программы, новизна
Отличительной особенность программы является ее базирование на
краеведческом материале, включение в содержание программы блока тем по
духовно-нравственному направлению. Новизна программы состоит в том, что
в процессе занятий дети знакомятся с историей родного края и Великой
Отечественной войны. Кроме того, дети приобретают навыки на занятиях по
различным направлениям: военно-спортивное, туристическое, медицина и т.д.
Адресат программы
Программа предназначена для обучающихся 6-7 лет.
В этом возрасте обучающийся начинает ощущать свою принадлежность
и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто
подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает существующую
систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. В этот
период

начинают

проявляться

нравственные,

интеллектуальные

и

патриотические чувства. Именно в этом возрасте происходят существенные
9

сдвиги в мыслительной деятельности: увеличивается объем внимания, памяти,
происходит развитие наблюдательности.
Наполняемость групп: 15-20 человек. Условия приема: принимаются все
желающие.

Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 мин. Общее
количество часов в неделю – 1 час.
Объем программы: 36 часов
Срок освоения:
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Особенности

организации

образовательного процесса.

Формы

реализации программы:
Программа может реализовываться при тематической совместной
деятельности педагога и ребенка в форме кружковой работы (занятия,
учебные практики, мониторинг успеваемости воспитанников).
Перечень

форм

обучения:

фронтальная,

индивидуальная,

индивидуально-групповая, групповая, с использованием информационнокоммуникационных технологий.
Перечень видов занятий: беседы, познавательные игровые занятия,
экскурсии, соревнования.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, контрольный опрос, командная
и индивидуальная работа при выполнении творческих проектов, смотр,
соревнования,

журнал

посещаемости,

промежуточной

и

итоговый

мониторинг.

10

1.2. Цели и задачи общеобразовательной программы
Цель:

вовлечение

детей

в

военно-патриотическую

деятельность,

формирование положительного образа гражданина Российской Федерации,
воспитание любви к Родине.
Задачи программы:
Обучающие
- знакомство с историей юнармейского движения в России;
- знакомство с историей Вооруженных Сил РФ;
- знакомство с символами воинской славы, боевым знаменем;
-формирование гражданской позиции и патриотических чувств к
прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою
Родину;
- формирование правильного выполнения строевых приемов и действий.
Развивающие:
- развитие представления детей о воинах защитниках Отечества, о
Российской армии, об образах мира и войны, государственной символике и
событиях-символах в истории страны;
- развитие познавательного интереса к истории страны, родного края,
своей семьи;
- развитие аккуратности,

дисциплинированности,

умения

четко следовать инструкциям.
Воспитательные:
- воспитание чувства гордости и уважения к защитникам Родины на
основе конкретных исторических событий и образов, доступных детям и
вызывающих у них яркие эмоциональные переживания - приобщение детей к
социально-культурным традициям уважения к памяти павших героев;
- воспитание патриотизма, чувства ответственности, верности воинскому
долгу, как символу воинской чести, доблести и славы,
- воспитание ЗОЖ.
11

Планируемые результаты

1.3.

Дети знают и называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей.
Знают, где работают родители, как важен для общества их труд.
Знают семейные праздники. Имеют постоянные обязанности по дому.
Могут рассказать о своем родном селе, назвать улицу, на которой живут.
Знают,

что

Российская

многонациональная страна;

Федерация

(Россия)

—

огромная

Москва — столица нашей Родины. Имеют

представление о символике РФ.
Имеют представление о Российской армии, годах войны, Дне Победы.
Знают героев специальной военной операции.
У детей сформированы навыки по физической подготовке, получены
начальные знания выживания в экстремальных условиях и оказании первой
помощи.
1. 4. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№

Разделы программы
Тема

1.

Количество часов
Всего

Форма контроля/

Теория Практика

аттестации

Введение.

2

1

1

История юнармейского

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа

2

1

1

1

0,5

0,5

Беседа

1

0,5

0,5

Беседа, игры

1.1 движения в России
Я и мое имя.
1.2

Я-гражданин РФ.

2

Семья

2.1 Мужчины и женщины в
семье
2.2 Моя семья, моя
родословная

12

3.

«Мой родной дом»

4

1

3

Итоговое занятие,
выставка

4.

Родной свой край

5

2

3

2

1

1

люби и знай
4.1 Родное село

Беседа, игра путешествие

4.2 Россия – Родина моя

1

0,5

0,5

Беседа,
рассматривание
иллюстраций

4.3 Сильны и могучи

1

0,5

0,5

Беседа,

богатыри славной

рассматривание

Руси

иллюстраций

4.4 Русский воин

1

0,5

0,5

Беседа, просмотр
презентации

5.

Герои – защитники и

5

2,5

2,5

2

1

1

спасители Отечества
5.1 Защитникам Родины
славу поем
5.2 Ратные подвиги

аппликация
2

1

1

земляков
5.3 Герои СВО

Беседа, чтение,
Беседа, просмотр
презентации

1

0,5

0,5

Беседа, просмотр
презентации

Физическая подготовка
Строевая подготовка

2

1

1

6.1 Знакомство с основами

2

1

1

6

строевой подготовки.
7

Противопожарная

Физическая
культура. Смотр

2

1

1

подготовка
13

7.1 Изучение основ

2

1

1

противопожарной

игровое занятие

подготовки
8

Военно-медицинская

Познавательное
Экскурсия

2

1

1

2

1

1

подготовка
8.1 Изучение основ
военно-медицинской

Практическое
занятие

подготовки
9

Выживание в

2

1

1

2

1

1

экстремальных
условиях
9.1 Знакомство с

Познавательное

основными навыками

игровое занятие,

выживания в

поход

экстремальных
условиях
10

Когда мы едины –

2

1

1

игровое занятие

мы непобедимы
11

Мы этой памяти

Познавательное
Беседа,
заучивание
стихов

2

1

1

4

2

2

12.1 Мы за мир на планете

2

1

1

Экскурсия

12.2 Мир – это главное

2

1

1

Выставка

верны
12

Мы за мир

слово на свете
13

Что мы знаем?

рисунков
2

1

1

Итоговое
развлечение

Итого:

36

16,5

19,5

14

Учебно-тематический план
1.

Введение

1.1

Беседа «История юнармейского движения»

Теория: Детские молодёжные движения современной России.
Практика: рассматривания и изучение истории и символики Юнармии
1.2

Беседа «Я и мое имя. Я-гражданин РФ.»

Теория: Познакомить детей с историей русских имен, со значением
имени для человека. Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого
ребенка. Научить оценивать и ценить себя. Дать представление о том, что все
люди разные, и нужно принимать их такими, какие они есть.
Практика: Беседа «Зачем человеку имя?» просмотр отрывка из
мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял
стихи». Исполнение песни В.Шаинского «Песенка друзей».
2.

Семья

2.1

Беседа «Мужчины и женщины в семье»

Теория:

Дать детям представление о содержании социальных ролей

мужчины и женщины. Создать эмоционально-положительное отношение к
будущей социальной роли. Формировать адекватную полу модель поведения
Практика: Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать
как настоящие мужчины. Беседа с девочками о том, как они помогают маме.
2.2. Беседа «Моя семья, моя родословная»
Теория: Продолжать формировать представление о мире, семье;
способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи.
Практика: Сюжетно-ролевая игра «Моя семья», Беседа «Как мы весело
проводим время дома с семьей», Чтение: Л. Успенский «Ты и твое имя».
Дидактические игры: «Измени имя», «Назови ласково», «Образуй фамилию,
имя, отчество». Сюжетно-ролевые игры «Семья».
3.

Итоговое занятие «Мой родной дом»

Теория: Прививать духовно-нравственные ценности.
Практика: Выставка семейных фотографий. Рисование на тему «Самая
15

дружная семья». Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к
своим близким.
4.

Родной свой край люби и знай

4.1.

Беседа: Родное село

Теория: Продолжать знакомить детей со своей малой родиной,
улицами,
жилыми

домами

и

общественными

зданиями,

их

назначением.

Уточнить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах
дорожного движения. Воспитывать чувство ответственности за свое село.
Практика: Игра-путешествие «Село Туринская Слобода» (по карте).
Рисование герба села. д./ игра «Кто больше улиц назовёт», «Мой адрес»
4.2. Беседа: Россия – Родина мая
Теория: Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество, с
символикой

России.

Создать

в

воображении

детей

образ

Родины.

Воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа. Раскрыть
значение дерева в жизни человека. Дать представление о неразрывной связи
человека и природы. Продолжать учить бережному отношению к природе.
Практика: Рассматривание иллюстраций с видами больших городов
России. Чтение стихов о Москве. Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги»
(о народных приметах). Чтение стихов о берёзке. Разучивание хоровода «Во
поле берёза стояла». Д/игра «С какого дерева лист». Конкурс рисунков
«Люблю берёзку русскую…»
4.3. Беседа «Сильны и могучи богатыри славной Руси»
Теория: Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин –
Ильёй Муромцем, Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем.
Практика: Рассказ о русских богатырях. Использование различных
сюжетов былин о подвигах русских богатырей. Рассматривание иллюстрации
картины В.М.Васнецова «Богатыри».
4.4.

Беседа: «Русский воин»

Теория: продолжать знакомить детей с историей нашей Родины; с
16

государственным праздником «День народного Единства»; пробуждать
интерес и уважение к жизни предков.
Практика:
памятника

Просмотр

презентации с иллюстрациями

К. Минину и Д. Пожарскому,

5. Герои – защитники и спасители Отечества
5.1.

Беседа «Защитникам Родины славу поем».

Теория: Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России,
к подвигу наших соотечественников по защите Родины.
Практика: Беседа: «Есть такая профессия - Родину защищать».
Рассматривание иллюстраций наглядно – тематического пособия
«Защитники Отечества». Чтение: Е. Благина «На заставе», «Шинель».
Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Разведчики». Рассматривание
лэпбука «Военные профессии».

Продуктивная деятельность: аппликация

«Военная техника»
5.2.

Беседа «Ратные подвиги земляков»

Теория: Рассказ о героизме и мужестве людей в борьбе за свободу
любимой Родины в годы Великой Отечественной войны, наших воиновземляков.
Практика:

Просмотр

презентации о ВОВ. Рассматривание лэпбука

«ВОВ»
5.3 Беседа «Герои СВО"
Теория: Знакомство детей с фрагментами биографии героев СВО.
Практика: Просмотр презентации «Герои СВО» и рассматривание
лэпбука «Герои СВО»
Физическая подготовка
6.

Строевая подготовка.

6.1.

Физическая

культура:

«Знакомство

с

основами

строевой

подготовки»
Теория: Изучение некоторых элементов строевой подготовки
Практика:

Выполнение

команд:

«Смирно»,

«Вольно»,

«Разойтись»,
17

«Равняйся», «Два шага вперед, назад, в сторону (вправо, влево)».
7.

Противопожарная подготовка

7.1.

Познавательное

игровое

занятие:

«Изучение

основ

противопожарной подготовки.»
Теория: Изучение правил пожарной безопасности и знакомство со
средствами пожаротушения и правила пользования ими.
Практика: конкурс детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»,
дидактические «Злой огонь»,

подвижные игры: «Если возник пожар»

Экскурсия в пожарное дэпо.
8.

Военно-медицинская подготовка

8.1.

Познавательное игровое занятие «Изучение основ военно-

медицинской подготовки»
Теория: Правила личной гигиены в полевых (боевых) условиях. беседы
о профессиях медицинских работников; рассматривание иллюстраций по
теме «Военный госпиталь»; знакомство с медицинскими инструментами.
Практика: Первая медицинская помощь при ранении и травмах.
9.

Выживание в экстремальных условиях

9.1.Познавательное игровое занятие «Знакомство с основными
навыками выживания в экстремальных условиях»
Теория: Изучение основных навыков выживания в экстремальных
условиях
Практика: Поход в лес. Ориентирование по местности. Обустройство
укрытий.
10.

Познавательное игровое занятие «Когда мы едины – мы

непобедимы»
Теория:

формирование

патриотизма, приобщение

чувства

детей

к

гражданской
истории

ответственности

России.

и

Способствовать

развитию интереса к русским народным играм и песням. Воспитывать
дружелюбие, стремление к взаимовыручке.
Практика: Просмотр презентации «Россия – многонациональная
18

страна» слушание гимна, разучивание песни «Росиночка Россия».
Познавательное игровое занятие «Мы этой памяти верны»

11.

Теория: Способствовать формированию у детей чувства гордости за
свой народ, его боевые заслуги. Закреплять представления детей о празднике
День Победы. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти
павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Практика: Исполнение детьми танцев, песен. Чтение стихотворений о
войне.
Мы за мир

12.

12.1. Познавательное мероприятие «Мы за мир на планете»
Теория: Создание у детей настроения сопереживания прошедшим
событиям Великой Отечественной войны на основе раннее полученных
представлений о ветеранах войны.
Практика: Экскурсия к мемориалу «Памяти и славы», возложение
цветов на памятник
12.2. Рисование «Мир – это главное слово на свете»
Теория:

Уточнение

и

расширение

знаний

детей

о

Великой

Отечественной войне.
Практика: Отражение в рисунке впечатления от праздника Победы,
умения создавать композицию рисунка, оформление выставки рисунков.
Итоговое развлечение «Что мы знаем?».

13.

Теоретическая часть: Викторина на проверку теоретических знаний.
Практическая

часть:

Праздник

«Юные

патриоты»

с

участием

представителей и членов ЮНАРМИИ Слободо-Туринского МР.
Форма контроля: викторина, наблюдение.
Обучение детей ведется по принципу «от простого к сложному» от
теории

к

практике.

практическими

Теоретические

действиями

знания

(занятиями,

должны

тренировками,

закрепляться
учениями,

комплексными выходами).

19

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Юные патриоты»
на 2024-2025 учебный год.
Год

Дата

Дата

Всего

Количество Режим

окончания

учебных

учебных

обучения

обучения

недель

часов

по

по

36 уч.

36 часов

1 час

недель

(9

(1 раз в

месяцев)

неделю)

обучения начала

занятий*

программе программе

1

02.09.24

30.05.2025

Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия:
- Групповая комната, оборудованная в соответствии с санитарными
нормами

общей

площадью

52

кв.м.,

имеются

парты,

стулья,

демонстрационная доска;
- Музыкальный зал, оборудованный в соответствии с санитарными
нормами

общей

площадью

оснащены жалюзями

для

70

кв.м., три

полного

окна

музыкального

зала

затемнения. В музыкальном зале

современный дизайн интерьера.
- Спортивный зал, оборудованный в соответствии с санитарными нормами
общей площадью 72 кв.м.
Перечень оборудования:
20

- детские стульчики по росту ребенка;
- парты;
- шкаф для педагога с полками для хранения методических материалов.
Технические средства обучения:
- Мультимедийное оборудование с видеотекой;
- Магнитофон;
Информационное обеспечение
Видеофильмы, плакаты, электронные пособия. Учебно-методическая
литература и пособия. Репродукции картин; картинки с различными
видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город», «Моя
семья»; художественная литература; аудиозаписи с песнями военных лет.
Методические материалы
обеспечение

-Методическое

по

программам

направленности. Демонстрационный
развивающие

военно-патриотической

материал, познавательно-

игры, литература с иллюстрациями для детского чтения.

2.2. Формы контроля и оценочные материалы
Результаты выполнения учебной программы отслеживаются путем
проведения мониторинга, который включает в себя опрос с целью
выявления

уровня

воспитанности,

эмоционального

и

физического

состояния, мотивации к занятиям.
Мониторинг проводятся не реже 2-х раз в течении учебного года (на
начало и окончание первого полугодия учебного года). В конце года
обучения проводится итоговое обследование. По итогам ее может
корректироваться нагрузка, режим занятий (в индивидуальном порядке).
(Приложение 1)
Формами
мероприятиях

подведения

итогов

патриотической

так

же

направленности

являются:

участие

различного

в

уровня,

участие в соревнованиях, планируемые слетах и т.п. (Приложение 2)

21

Кадровое обеспечение. Согласно Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе
может

работать

педагог

дополнительного образования

с уровнем

образования и квалификации, соответствующим обозначениям таблицы
пункта 2 Профессионального стандарта (Описание трудовых функций,
входящих в профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями
квалификации 6.

22

2.3. Список литературы
Для педагога
1. Вишневская В.Н. Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7
лет «Свет Руси»: Пособие по реализации Государственной программы. М.:
АРКТИ, 2004.
2. Иткин Э.С. Учебно-методическое пособие «Дни воинской славы России».
Книга 1
– Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2007.
3. Кокуева

Л.В.

«Духовно-нравственное

воспитание

дошкольников

на

культурных традициях своего народа»: Методическое пособие - М.: АРКТИ,
2005.
4. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего
дошкольного

возраста.

Пособие

для

реализации

Государственной

программы. М.: АРКТИ, 2004.
5. Евтушенко
России.

С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина
// Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.

6. Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5,
с.11-13.
7. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю //
Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
8. Комратова

Н. О гражданском воспитании дошкольников //

Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
9. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10,
с.52- 54.
Для детей и родителей
10.

Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о

Родине»
11.

Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине»

12.

Ушинский К.Д. Рассказы для детей 6 – 7 лет
23

13.

Митяев А. «Землянка», «Мешок овсянки», «Почему Армия родная»,

«Москва» А. Прокофьев «Родина»
14.

Орлов В.Н. «Парад», «Салют», «Родина», «Здравствуй, Родина моя»,

«Рисунок», «Старший брат», «Что нельзя купить»
15.

Кассиль Л. «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои

защитники» М. Исаковский «Здесь похоронен красноармеец»
16.

Лермонтов М.Ю. «Родина»

17.

Баруздин С. «За Родину», «Шел по улице солдат», «Слава», «Точно в

цель»
18.

Маршак С. Я. «Рассказ о неизвестном герое»

19.

Раннева Е.А. «На параде», «Игра в войну»

20.

Чернова Л.А. «Что такое Родина», «Нет тебя милей», «Земля моя»,

«Дорогая моя Россия»
21.

Былины и сказки: «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Как Илья

Муромец богатырем стал», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Добрыня
и змей», «Святогор», «Вольга и Микула Селянович». Сказка «Никита –
Кожемяка», «Садко»
22.

Уральские писатели: А.Е. Нестерова «Родина», «Слава Родникам!»,

«Родники - это и есть сама жизнь...», «Родники Урала» «УРАЛ! Это значит
могущество!», «Наш Урал».

24

Приложение 1
Мониторинг

гражданско-патриотического

воспитания

дошкольников
1. Малая Родина. Название села, домашний адрес, название местных
достопримечательностей, название зеленых зон, название улиц,
площадей.
2. Символика. Флаг России, герб России, герб родного поселка, флаг
поселка, гимн родного села.
3. История народной культуры и традиций. Народные игрушки, народные
праздники, жилище человека, предметы быта.
4. Исторический, географический и природный компоненты.
Природные богатства района, природно-климатическая зона (лес).
5. Личностный компонент. Отношение к окружающей среде,
забота о близких, проявление дружелюбия, умение управлять
своими чувствами, договориться. Умение анализировать свои
поступки и поступки других.
Оценка:
5 баллов - Знает свое имя, фамилию, название поселка, страны, свой адрес;
называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны
поселка, 4 - 5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб поселка;
называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет
природные

богатства

России,

знает

природно-климатические

зоны,

ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает
помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет
договориться

со

сверстниками,

анализирует

поступки.

Имеет

представление о членах семьи и ближайших родственниках.
4 балла - Знает свое имя, фамилию, название страны, поселка, свой адрес;
флаг,

герб,

гимн

России,

герб

поселка;

затрудняется

назвать
25

достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади поселка (делает
это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники,
игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России,
природно-климатические

зоны;

заботится

о

близких,

проявляет

дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет
договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с
помощью взрослого.
3 балла - Затрудняется назвать страну, село. С трудом называет свой адрес,
но узнает флаг, герб, гимн России, своего села; отсутствуют знания о
достопримечательностях родного края; плохо знает названия улиц; не может
назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, края,
природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет
дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет
договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать
поступки.
2 балла- С помощью взрослого называет свое имя, фамилию, название
страны, села, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб села; с подсказкой
называет достопримечательности, зеленые зоны, улицы села (делает это
после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники,
игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России,
природно-климатические

зоны;

заботится

о

близких,

проявляет

дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет
договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с
помощью взрослого.
1 балл – Не знает названия страны, села. Своего адреса, но узнает флаг, герб,
гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо
знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники,
игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не
заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с
интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи,
26

не может анализировать поступки.
Приложение 2
Результативность участия творческого
объединения в конкурсных
мероприятиях
Сроки

Название Уровень

Количество

Призовые

конкурса (муниципальный,

участников

места

региональный,
всероссийский,
международный)
1
2
3

Приложение №3
Оценочные материалы, обеспечивающие реализацию образовательной
программы.
Анкета

степени

удовлетворенности

обучающихся

качеством

дополнительного образования
Цель: определить степень удовлетворенности обучающихся качеством
образовательного процесса дополнительного образования Обучающимся
предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень
согласия с их содержанием по следующей шкале:
3 — согласен;
2 — трудно сказать; 1 — не согласен;

27

№

Утверждения

Оценка

п/п
1

Я осознано выбрал это объединение.

321

2

Мне нравится заниматься в объединении.

321

3

В нашем объединении хороший руководитель.

321

4

К руководителю объединения можно обратиться за

321

советом и помощью в трудной ситуации.
5

В нашем коллективе хорошие отношения между

321

взрослыми и ребятами.
6

На занятиях я получаю полезные знания, умения и

321

навыки.
7

Я считаю, что здесь созданы все условия для развития

321

моих способностей
8

Я доволен своими достижениями.

321

9

Я всегда с радостью посещаю занятия объединения.

321

10

Я бы хотел продолжить заниматься в этом

321

объединении.
Обработка полученных данных
Показателем удовлетворенности обучающихся качеством дополнительного
образования (У) является частное от деления общей суммы баллов всех
ответов учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно
констатировать о высокой степени удовлетворенности, от 2 до 3 – средней
степени удовлетворенности; если же У меньше 2, то это свидетельствует о
низкой степени удовлетворенности учащихся занятостью в кружке.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.