c.no6olo
- Typnncruft rrynnqnna;rrnrrft
orAeJr ynpaBJrenrrr o6paronauneu
MA.{Oy IPP - <>
IIPIIIIflTA
Ha 3aceAaHr4r,r
flpororor
fle4aroru.recKoro coBera
}M
or
<<29>>
Y I-pP -
Borpacr o6yuarcu1nxcfl : 5-7 .ner.
Cporc peaJrr3aur.tn:
I ro.rl
Anrop:
,,4
Anuuosa A-irusa AlexcaH4porua,
BOCTIIITATEJIb
c. Typnncxan Cno6o4ao2024
rop
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
I Наименование программы
II Направленность
III сведение об авторе-составителе
1. ФИО
2. Год рождения
3. Образование
4. Должность
5. Квалификационная категория
6. Электронный адрес, контактный
телефон
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ТИКО-конструирование»
техническая
Алипова Алина Александровна
1998
Среднее специальное
Воспитатель
1 КК
alinaalipova1804@mail.ru
8-996-178-89-40
IV Сведения о педагоге, реализующим
программу
1. ФИО
Алипова Алина Александровна
2. Год рождения
1998
3. Образование
Среднее специальное
4. Должность
Воспитатель
5. Квалификационная категория
1 КК
6. Электронный адрес, контактный
alinaalipova1804@mail.ru
телефон
8-996-178-89-40
V Сведенья о программе
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
1. Нормативная база.
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования
до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 31
марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.01.2021№ 2 «Об
утверждении
норм
СанПиН
1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования
к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 093242 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы)»;
- Методические рекомендации по организации
независимой оценки качества дополнительного
образования детей, направленными
письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017
г. № ВК - 1232/09
- Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих
программ»
в
соответствии
с
социальным
сертификатом (для сертификации);
- Приказ
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской
области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений
изменений в приказ Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих
программ»
в
соответствии
с
социальным
сертификатом»;
- Приказ Министерства образования и молодёжной
политике Свердловской области от 26.10.2023 г. №
1104 -д «Об утверждении методических
рекомендаций «Разработка дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ в
образовательных организациях»;
- Устав МАДОУ ЦРР - «Слободо-Туринский детский
сад «Солнечный».
1 год
2. Объем и срок освоения
3. Форма обучения
очная
5-7 лет
4. Возраст обучающихся
5. Особые категории обучающихся
нет
2
6. Тип программы
модифицированная
7. Статус программы
V1. Характеристика программы
коллектив детей старшего дошкольного возраста
по месту в образовательной модели
9. Цель программы
10. Учебные
курсы/дисциплины/разделы (в
соответствии с учебным планом)
11. Ведущие формы и методы
образовательной деятельности.
12. Формы мониторинга
13. Результативность реализации
программы
14. Дата утверждения и последней
корректировки
Развитие пространственного мышления,
творческих способностей дошкольников в
процессе конструирования плоскостных и
объемных фигур из деталей конструктора ТИКО.
Модуль «Плоскостное моделирование»
Модуль «Объемное моделирование»
Словесные методы (беседа, объяснение,
опрос)
Наглядные методы (показ
видеоматериалов, демонстрация
иллюстраций, показ педагогом приёмов
исполнения)
Коллективная деятельность
Практические (упражнения, ролевые
игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу
педагога).
Методы контроля и самоконтроля.
Входная диагностика: анкетирование
(детей,
родителей),
тестирование;
собеседование,
наблюдение.
Промежуточная:
наблюдение,
интеллектуальная игра, индивидуальная и
групповая творческая работа.
Итоговая: выставка моделей.
2023-2024 учебный год:
Сохранность контингента 100 %
Дата последней корректировки – август
2024 г.
3
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
стр. 6
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
стр. 10
1.3. Планируемые результаты
стр. 11
1.4. Содержание программы.
стр. 13
Учебно-тематический план с содержанием разделов
РАЗДЕЛ 2.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
стр. 28
2.1. Условия реализации программы
2.2. Формы аттестации. Оценочные материалы
стр. 32
2.3. Список литературы
стр. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ
стр. 38
АННОТАЦИЯ
стр.43
4
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «ТИКО-конструирование»
разработана с учетом особенностей образовательного учреждения, возрастных
особенностей контингента детей; образовательных потребностей и запросов
воспитанников,
семьи
на
основании
следующих
нормативно-правовых
документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678 – р);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021№ 2 «Об утверждении норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 г. №298 «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
проектированию
(вместе
с
«Методическими
дополнительных
общеразвивающих
рекомендациями
программ
по
(включая
разноуровневые программы)»;
5
- Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленными
письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 г. № ВК - 1232/09
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом (для сертификации);
- Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 25.08.2023 г.№ 963 – Д «О внесений изменений в
приказ Министерства
общего
и
профессионального
образования
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований
к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным сертификатом»;
- Приказ
Свердловской
методических
Министерства
области
образования и молодёжной политике
от 26.10.2023 г.
рекомендаций
общеобразовательных
общеразвивающих
№ 1104 -д «Об утверждении
«Разработка
программ
дополнительных
в
образовательных
организациях»;
- Устав МАДОУ ЦРР - «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный».
Направленность программы: техническая.
Тип программы - модифицированная. Составлена на основе программы
дополнительного образования «ТИКО-МАСТЕРА», автор И.Логинова.
Актуальность программы.
Формирование творческой личности одна из наиболее важных задач
педагогической теории и практики на современном этапе. Эти положения
раскрыты в раде государственных нормативно - правовых документов, одним из
которых является национальная Доктрина образования Российской Федерации
6
до 2025 года, которая признает образование сферой накопления знаний и
умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и
развития творческих способностей каждого гражданина России.
Одним из эффективных способов развития познавательной сферы и
творческих способностей является внедрение в процесс обучения и воспитания
образовательных конструкторов «ТИКО». «ТИКО» - это
конструктор для
плоскостного и объемного моделирования, способствующий формированию и
развитию у дошкольников пространственных и зрительных представлений,
освоению
математических
понятий
и
формированию
универсальных
логических действий.
Выполняя различные задания, дети овладевают техническими навыками,
получают необходимые знания о способах соединения деталей, учатся работать
с технологическими картами, понимать схемы, планировать свою работу.
Важным является и тот факт, что в процессе конструирования дошкольники
приобретают навык трудовой производственной деятельности. Конструкторская
деятельность
обеспечивает
полноценное
развитие
ребенка
посредством
интеграции интеллектуального, физического и эмоционального аспектов в
целостном процессе обучения
Новизна данной программы заключается в том, что она является
уникальной возможностью самореализации и самоопределения дошкольников.
Программный материал ТИКО - моделирования выстроен так, что дети с
различным уровнем подготовки могут освоить основные геометрические
понятия и творчески реализовать полученные знания и способности в процессе
работы, оставляя выбор тематики проекта за собой.
Адресат программы.
Программа предназначена для детей в возрасте 5-7 лет.
дошкольный
возраст
является
сензитивным
Старший
(чувствительным)
для
формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация
7
воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего, а затем творческого
(которое обеспечивает возможность создания нового образа).
В
этом
возрасте
начинает
формироваться
произвольная
память,
преобладает наглядно- образная память, развивается память словесно логическая поэтому в программе предусмотрены практические работы на
формирование умений:
-
узнавать схематические изображения отдельных строительных деталей
и простейших конструкций;
- представлять «в уме» строение предмета в целом и
самостоятельно
разрабатывать замысел будущей конструкции;
- узнавать деталь, изображенную с трех разных позиций;
- создавать графические модели построек на основе анализа конкретного
образца конструкции предмета;
- представлять заранее мысленно будущую постройку и использовать для
этой цели наглядный схематический набросок задуманного предмета и его
конструкции из имеющихся деталей.
Ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра, в связи с
этим обучение по программе проводится в игровой и соревновательной форме.
Уровень программы: стартовый: На стартовом уровне обучающиеся
знакомятся с правилами техники безопасности при работе с конструктором;
изучают названия основных элементов конструктора ТИКО; узнают о таких
понятиях как пропорция, форма, симметрия, прочность и устойчивость; виды
подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; знакомятся с
понятиями: «трение», «сила», «сцепление», «усилие»; учатся подбирать детали,
необходимые для конструирования; конструировать модели по инструкции и по
образцу; работать в парах, в группе. Главная задача на данном уровне сформировать устойчивый интерес у ребят к конструированию, развить их
творческий потенциал и коммуникативные качества. Способ выполнения
деятельности –репродуктивный.
8
Режим занятий. Объем и срок освоения программы. Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «ТИКО- конструирование»
рассчитана на 1 год обучения, 72 часа, и должна быть освоена в течение
учебного года, при условии занятий: 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность одного занятий составляет 30 минут, что соответствует
Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПин 1.2.3685-21.
Перечень форм обучения: групповая, фронтальная, индивидуальногрупповая.
Перечень видов занятий: беседа, сюжетно-ролевые игры, открытое
занятие, виртуальная экскурсия, выставки.
Перечень
форм
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: наблюдение, контрольный опрос, анализ
продуктов деятельности, командная и индивидуальная работа при выполнении
творческих проектов, внутренний смотр работ, составление портфолио, журнал
посещаемости, промежуточная и итоговая аттестация, выставка моделей.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие пространственного мышления, творческих
способностей дошкольников в процессе конструирования плоскостных и
объемных фигур из деталей конструктора ТИКО.
Задачи программы:
Обучающие
- Познакомить детей с деталями ТИКО - конструктора, научить различать
и называть их;
- Обучить различным способам крепления деталей ТИКО;
-
Познакомить
с
понятиями
«пятиугольник»,
«четырехугольник»,
«плоскостная фигура», «объемная фигура»;
- Научить анализировать готовые постройки;
9
- Научить выделять в разных конструкциях существенные признаки,
группировать их по сходству основных признаков;
- Научить планировать этапы создания постройки;
- Научить работать коллективно;
-
Научить
конструировать
по схеме и
строить
схему будущей
конструкции;
- Научить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему,
материал и способ конструирования.
Развивающие
- Развитие конструктивного воображения при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
- Формирование целостного восприятия предмета;
- Развитие умения сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе
организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Воспитательные
- Воспитание умения и желания трудиться, выполнять задания в
соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до
конца, планировать будущую работу;
- Воспитание коммуникативной компетентности старших дошкольников
на основе организации совместной продуктивной деятельности (умение
работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности,
развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).
1.3. Планируемые результаты
Метапредметные:
Регулятивные:
1. С помощью педагога определять и формулировать цель деятельности на
занятии, прогнозировать последовательность действий.
2. Понимать смысл инструкций.
10
3. Действовать по плану.
4. Учиться высказывать свое предположение на основе работы со схемами,
иллюстрациями.
5. С помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих фигур для
изготовления данного изделия.
6. Адекватно воспринимать оценку своей работы, данную педагогом и
товарищами.
Познавательные:
1.Группировать предметы и геометрические фигуры по общему признаку.
Коммуникативные:
1. Учиться слушать и слышать педагога и товарищей
2. Понимать и принимать элементарные правила работы в парах и группах.
Личностные:
1. Воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств.
2. Бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности
человека.
3. Уверенность в себе, общительность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его
результатам.
Предметные:
1. Ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –
над, -под, -в, -на, -за, -перед.
2.
Составлять
плоскостные
фигуры
из
ТИКО-деталей;
конструировать
тематические игровые фигуры по образцу, схеме и по собственному замыслу.
3. Анализировать и сравнивать геометрические фигуры по 1-3 свойствам (цвет,
форма, размер).
4.
Определять
фигуры
и
называть
виды
многоугольников.
11
1. 4. Содержание общеразвивающей программы
Учебно-тематический план
№
Раздел
Тема
Количество часов
Всего
1.1.
1.2.
2.1.
2.2.
2.3.
Теория
Формы
аттестации
(контроля)
Практика
1.Введение в Тико-конструирование
Виды деталей ТИКО
1
0,5
0,5
Группировка деталей ТИКО.
1
0,5
0,5
Виды их соединения.
Прочность соединения
Итого часов
2
1
1
2.Плоскостное моделирование
Геометрические фигуры 1
0,5
0,5
треугольник, квадрат,
прямоугольник
Геометрические фигуры - ромб,
1
0,5
0,5
пятиугольник, шестиугольник
Практическая работа «Гриб»
1
0,5
0,5
Наблюдение
Наблюдение
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
1
0,5
0,5
2.5.
Практическая работа «Корзина
для грибов»
Практическая работа «Овощи»
1
0,5
0,5
2.6.
Практическая работа «Фрукты»
1
0,5
0,5
2.7.
Практическая работа «Грибы,
ягоды»
Практическая работа «Дары
Осени»
Практическая работа
«Домашние животные».
Практическая работа «Дикие
животные»
Чередование геометрических
фигур по форме и по размеру
Конструирование фигур по
замыслу «Зоопарк»
Практическая работа «Собака,
кошка»
Практическая работа «Медведь,
заяц»
1
0,5
0,5
1
0
1
Выставка
1
0,5
0,5
Наблюдение,
опрос
1
0,5
0,5
Наблюдение,
опрос
1
0,5
0,5
Диктант
1
0
1
Выставка
1
0,5
0,5
Диктант
1
0,5
0,5
Диктант
2.4.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
2.15. Практическая работа
«Самолет»
2.16. Практическая работа «Машина,
светофор»
2.17. Практическая работа «Паровоз,
вагончики»
2.18. Практическая работа «Дом»
2.19. Практическая работа «Дом с
забором»
2.20. Самостоятельная работа «Я конструктор»
1
0,5
0,5
Диктант
1
0,5
0,5
Диктант
1
0,5
0,5
Диктант
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
Диктант
Диктант
1
0,5
0,5
Итого часов
Выполнение
контрольного
тестового и
практического
заданий.
3.1.
20
9
3.Объемное моделирование
Практическая работа «Горка»
1
0,5
0,5
3.2.
Практическая работа «Санки»
1
0,5
0,5
3.3.
Практическая работа «Шайба»
1
0,5
0,5
Практическая работа
«Клюшка»
3.5. Практическая работа
«Снежный ком»
3.6. Практическая работа
«Снеговик»
3.7. Практическая работа «Снежная
крепость»
3.8. Практическая работа
«Снежинка»
3.9. Практическая работа «Елочная
игрушка - шар»
3.10. Практическая работа «Елочка»
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Наблюдение,
опрос
1
0
1
3.11. Практическая работа «Символ
года»
3.12. Практическая работа
«Новогодний подарок»
3.13. Практическая работа
«Рождественская звезда»
3.14. Практическая работа «Зимние
забавы»
1
0
1
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Наблюдение,
опрос
1
0,5
0,5
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Выставка
3.4.
13
11
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
3.15. Практическая работа «Кубик»
1
0
1
3.16. Практическая работа «Мячик»
1
0
1
3.17. Практическая работа
«Грузовик»
3.18. Практическая работа «Трактор»
1
0
1
1
0
1
3.19. Практическая работа «Юла»
1
0
1
3.20. Практическая работа
«Игрушки»
3.21. Практическая работа «Солдат»
1
0
1
Выставка
1
0,5
0,5
3.22. Практическая работа «Оружие»
1
0,5
0,5
3.23. Практическая работа «Танк».
1
0,5
0,5
3.24. Практическая работа
«Корабль»
3.25. Практическая работа
«Вертолет»
3.26. Практическая работа «День
защитника Отечества»
3.27. Практическая работа «Цветы»
1
0
1
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Выставка
1
0,5
0,5
3.28. Практическая работа «Ваза»
1
0
1
3.29. Практическая работа «Сумочка
для мамы»
3.30. Практическая работа «Подарок
для мамы»
3.31. Практическая работа «Ракета»
1
0
1
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Наблюдение,
опрос
1
0,5
0,5
3.32. Практическая работа
«Звездолет»
3.33. Практическая работа
«Спутник»
3.34. Практическая работа
«Планеты»
3.35. Практическая работа «Солнце»
1
0
1
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Наблюдение,
опрос
1
0
1
Наблюдение,
опрос
1
0
1
3.36. Практическая работа «Комета»
1
0
1
3.37. Практическая работа «Робот»
1
0
1
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
14
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
3.38. Практическая работа
1
0
«Космонавт»
3.39. Практическая работа
1
0
«Лунатики»
3.40. Практическая работа «Космос»
1
0
3.41. Практическая работа
1
0,5
«Стегозавр»
3.42. Практическая работа
1
0
«Птеродактиль»
3.43. Практическая работа
1
0
«Тиранозавр»
3.44. Практическая работа «Долина
1
0
динозавров»
3.45. Практическая работа «Сказка
1
0
«Репка»
3.46. Практическая работа «Играем в
1
0
сказку «Репка».
3.47. Практическая работа «Сказка
1
0
«Три медведя»
3.48. Практическая работа «Играем в
1
0
сказку «Три медведя»
Итого часов
48
6
4. Итоговое занятие
4.1. «Чему мы научились?»
2
0
Итого часов
Итого
2
72
15
0
16
1
Наблюдение,
опрос
1
Наблюдение,
опрос
1
0,5
Выставка
Наблюдение,
опрос
1
Наблюдение,
опрос
1
Наблюдение,
опрос
1
Выставка
1
Наблюдение,
опрос
1
Наблюдение,
опрос
1
Наблюдение,
опрос
1
Наблюдение,
опрос
42
2
2
56
Викторина,
наблюдение
Содержание учебного -тематического плана
Раздел 1. Введение в Тико – конструирование – 2 часа.
Тема 1.1. Виды деталей ТИКО.
Теоретическая
часть:
Виды
деталей
ТИКО.
Инструктаж
по
технике
безопасности.
Практическая часть: Задание детям: конструирование башни из конструктора
ТИКО.
Форма контроля: наблюдение.
Тема 1.2. Группировка деталей ТИКО. Виды их соединения. Прочность
соединения.
Теоретическая часть: Виды соединений деталей ТИКО. Прочность соединения –
устойчивость конструкции.
Практическая часть: Группировка деталей ТИКО по форме. Выработка навыка
различения деталей в коробке, умения слушать инструкции педагога. Задание
детям: конструирование фигуры «дерево».
Форма контроля: наблюдение.
Раздел 2. «Плоскостное моделирование»- 20 часов
Тема 2.1. Геометрические фигуры - треугольник, квадрат, прямоугольник.
Теоретическая часть: уточнить знание геометрических фигур: треугольника,
квадрата, прямоугольника.
Практическая часть: поиск треугольников, квадратов, прямоугольников в
«геометрическом лесу» для конструирования фигур: «ель».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 2.2. Геометрические фигуры - ромб, пятиугольник, шестиугольник.
Теоретическая
часть:
уточнить
пятиугольника, шестиугольника.
знание
геометрических
фигур:
ромба,
Практическая
часть:
поиск
ромба,
пятиугольника,
шестиугольника
в
«геометрическом лесу» для конструирования фигур: «дерево», «гриб».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 2.3. Практическая работа «Гриб».
Теоретическая часть: учить делать выбор ТИКО - фигуры и конструировать по
схеме.
Практическая часть: конструирование по схеме «Гриб».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 2.4. Практическая работа «Корзина для грибов».
Теоретическая часть: учить делать выбор ТИКО - фигуры и конструировать по
образцу.
Практическая часть: конструирование по образцу «Корзина для грибов».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 2.5. Практическая работа «Овощи».
Теоретическая часть: Сравнение по форме. Поиск деталей конструктора
заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира
аналогичной формы. Уточнить знание детей об овощах.
Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Осенний урожай
в огороде» - «Овощи».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 2.6. Практическая работа «Фрукты».
Теоретическая часть: Сравнение по форме. Поиск деталей конструктора
заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира
аналогичной формы. Уточнить знание детей о фруктах.
Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Осенний урожай
в саду» - «Фрукты».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
17
Тема 2.7. Практическая работа «Грибы, ягоды».
Теоретическая часть: Сравнение по форме. Поиск деталей конструктора
заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира
аналогичной формы. Уточнить знание детей о грибах, ягодах.
Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Осенний урожай
в лесу».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 2.8. Практическая работа «Дары Осени».
Практическая часть: конструирование фигур по замыслу на тему «Дары Осени».
Форма контроля: выставка.
Тема 2.9. Практическая работа «Домашние животные».
Теоретическая часть: Классификация по одному – трем свойствам – цвет, форма,
размер. Конструирование по заданным условиям: схема. Уточнить знание детей
о домашних животных.
Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Домашние
животные».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 2.10. Практическая работа «Дикие животные».
Теоретическая часть: Классификация по одному – трем свойствам – цвет, форма,
размер. Конструирование по заданным условиям: образец. Уточнить знание
детей о диких животных.
Практическая часть: конструирование фигур по схеме на тему «Дикие
животные».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 2.11. Чередование геометрических фигур по форме и по размеру.
Теоретическая часть: Чередование геометрических фигур по форме и по
размеру. Конструирование по заданным условиям: диктант.
Практическая
часть:
конструирование
лесной
чередованием фигур разного размера и формы.
18
дорожки
для
ежика
с
Форма контроля: диктант.
Тема 2.12. Конструирование фигур по замыслу «Зоопарк».
Практическая часть: конструирование животных по замыслу на тему «Зоопарк».
Форма контроля: выставка.
Тема 2.13. Практическая работа «Собака, кошка».
Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под»,
«сбоку».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «собака»,
«кошка».
Форма контроля: диктант.
Тема 2.14. Практическая работа «Медведь, заяц».
Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «над», «под»,
«сбоку».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «медведь»,
«заяц».
Форма контроля: диктант.
Тема 2.15. Практическая работа «Самолет».
Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «вверх», «вниз».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «самолет».
Форма контроля: диктант.
Тема 2.16. Практическая работа «Машина, светофор».
Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «вверх», «вниз».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «машина,
светофор».
Форма контроля: диктант.
Тема 2.17. Практическая работа «Паровоз, вагончики».
Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «вправо», «влево».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «паровоз,
вагончики».
19
Форма контроля: диктант.
Тема 2.18. Практическая работа «Дом».
Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «вправо», «влево».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «дом».
Форма контроля: диктант.
Тема 2.19. Практическая работа «Дом с забором».
Теоретическая часть: ориентирование на плоскости. Понятия «вправо», «влево».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «дом с забором».
Форма контроля: диктант.
Тема 2.20. Самостоятельная работа «Я - конструктор».
Теоретическая часть: Выявление уровня развития теоретических знаний,
практических умений и навыков по разделу «Плоскостное моделирование», их
соответствия прогнозируемым результатам образовательной программы «Тикострана». Выполнение тестового задания.
Практическая часть: Выполнение самостоятельной работы по собственному
замыслу.
Форма контроля: Выполнение контрольного тестового и практического заданий.
Раздел 3. «Объемное моделирование»- 50 часов.
Тема 3.1. Практическая работа «Горка».
Теоретическая часть: учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные.
Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Уточнить знание
детей о зимних забавах.
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «горка».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.2. Практическая работа «Санки».
Теоретическая часть: учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные.
Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Уточнить знание
детей о зимних видах спорта.
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «санки».
20
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.3. Практическая работа «Шайба».
Теоретическая часть: учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные.
Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Уточнить знание
детей о зимней спортивной игре - хоккее.
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «шайба».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.4. Практическая работа «Клюшка».
Теоретическая часть: учить перестраивать плоскостные фигуры в объёмные.
Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках. Закрепить знания
детей о зимней спортивной игре - хоккее.
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «клюшка».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.5. Практическая работа «Снежный ком».
Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «снежный ком».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.6. Практическая работа «Снеговик».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «снеговик».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.7. Практическая работа «Снежная крепость».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «снежная
крепость».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.8. Практическая работа «Снежинка».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «снежинка».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
21
Тема 3.9. Практическая работа «Елочная игрушка - шар».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «елочная игрушка
- шар».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.10. Практическая работа «Елочка».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «елочка».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.11. Практическая работа «Символ года».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «символ года».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.12. Практическая работа «Новогодний подарок».
Практическая часть: конструирование по замыслу: «новогодний подарок».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.13. Практическая работа «Рождественская звезда».
Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.
Закрепить знания детей о празднике «Рождество».
Практическая часть: конструирование по заданным условиям: «рождественская
звезда».
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.14. Практическая работа «Зимние забавы».
Практическая часть: конструирование фигур по замыслу на тему «Зимние
забавы».
Форма контроля: выставка.
Тема 3.15. Практическая работа «Кубик».
Практическая часть: Конструирование модели кубика без инструкции.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.16. Практическая работа «Мячик».
Практическая часть: Конструирование модели мячика без инструкции.
22
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.17. Практическая работа «Грузовик».
Практическая часть: Конструирование модели грузовика без инструкции.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.18. Практическая работа «Трактор».
Практическая часть: Конструирование модели трактора без инструкции.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.19. Практическая работа «Юла».
Практическая часть: Конструирование модели юлы без инструкции.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.20. Практическая работа «Игрушки».
Практическая часть: Конструирование моделей игрушек по замыслу.
Форма контроля: выставка.
Тема 3.21. Практическая работа «Солдат».
Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.
Закрепить знания детей о родах войск.
Практическая часть: конструирование модели солдата по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.22. Практическая работа «Оружие».
Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.
Закрепить знания детей о видах оружия.
Практическая часть: конструирование модели оружия (пистолет, щит, меч) по
заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.23. Практическая работа «Танк».
Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.
Закрепить знания детей о видах военной техники.
Практическая часть: конструирование модели танка по заданным условиям.
23
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.24. Практическая работа «Корабль».
Практическая часть: конструирование модели корабля по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.25. Практическая работа «Вертолет».
Практическая часть: конструирование модели вертолета по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.26. Практическая работа «День защитника Отечества».
Практическая часть: конструирование моделей по замыслу на тему: «День
защитника Отечества».
Форма контроля: выставка.
Тема 3.27. Практическая работа «Цветы».
Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.
Закрепить знания детей о международном женском дне.
Практическая часть: конструирование модели цветов по заданным условиям:
схеме.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.28. Практическая работа «Ваза».
Практическая часть: конструирование модели вазы по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.29. Практическая работа «Сумочка для мамы».
Практическая часть: конструирование модели сумочки по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.30. Практическая работа «Подарок для мамы».
Практическая часть: конструирование модели подарка для мамы по заданным
условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
24
Тема 3.31. Практическая работа «Ракета».
Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.
Закрепить знания детей о космосе.
Практическая часть: конструирование модели ракеты по заданным условиям:
схеме.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.32. Практическая работа «Звездолет».
Практическая часть: конструирование модели звездолета по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.33. Практическая работа «Спутник».
Практическая часть: конструирование модели спутника по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.34. Практическая работа «Планеты».
Практическая часть: конструирование модели планет по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.35. Практическая работа «Солнце».
Практическая часть: конструирование модели солнца по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.36. Практическая работа «Комета».
Практическая часть: конструирование модели кометы по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.37. Практическая работа «Робот».
Практическая часть: конструирование модели робота по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.38. Практическая работа «Космонавт».
Практическая часть: конструирование модели космонавта по заданным
условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
25
Тема 3.39. Практическая работа «Лунатики».
Практическая часть: конструирование модели лунатиков по заданным условиям.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.40. Практическая работа «Космос».
Практическая часть: конструирование моделей по замыслу на тему «Космос».
Форма контроля: выставка.
Тема 3.41. Практическая работа «Стегозавр».
Теоретическая часть: закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.
Закрепить знания детей о видах динозавров.
Практическая часть: конструирование моделей стегозавра по образцу.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.42. Практическая работа «Птеродактиль».
Практическая часть: конструирование модели птеродактиля по образцу.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.43. Практическая работа «Тиранозавр».
Практическая часть: конструирование модели тиранозавра по образцу.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.44. Практическая работа «Долина динозавров».
Практическая часть: конструирование моделей динозавров по замыслу.
Форма контроля: выставка.
Тема 3.45. Практическая работа «Сказка «Репка».
Практическая часть: конструирование декораций для сказки по замыслу.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.46. Практическая работа «Играем в сказку «Репка».
Практическая часть: конструирование моделей «бабушка», «дедушка», «внучка»
по замыслу.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.47. Практическая работа «Сказка «Три медведя».
Практическая часть: конструирование декораций для сказки по замыслу.
26
Форма контроля: наблюдение, опрос.
Тема 3.48. Практическая работа «Играем в сказку «Три медведя».
Практическая часть: конструирование моделей «медведь», «Машенька» по
замыслу.
Форма контроля: наблюдение, опрос.
4. Итоговое занятие
Тема 4.1., 4.2. «Чему мы научились?».
Теоретическая часть: Викторина на проверку теоретических знаний.
Практическая часть: Выполнение самостоятельной работы по собственному
замыслу.
Форма контроля: викторина, наблюдение.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы
Календарный учебный график
реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Тико - конструирование»
на 2024-2025 учебный год.
Год
обучения
Дата начала
обучения по
программе
1
02.09.24
Дата
окончания
обучения по
программе
30.05.2024
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
Режим
занятий*
36 уч.
недель
72 часа (9
месяцев)
2 часа
(2 раза в
неделю по 1
часу)
Материально-техническое обеспечение
Сведения о помещении, в котором проводятся занятия: Групповая
комната оборудованная в соответствии с санитарными нормами общей
площадью 52 кв.м. Для конструкторской деятельности имеются парты, стулья,
демонстрационная доска.
27
Сведения о наличии подсобных помещений.
- кладовая оснащена стеллажами для хранения наборов ТИКО - конструктора,
дидактических пособий и учебных материалов.
Перечень оборудования групповой комнаты:
- детские стульчики по росту ребенка
- шкаф для педагога с полками для хранения методических материалов.
- шкаф для хранения наборов ТИКО – конструктора.
Технические средства обучения:
- Мультимедийное оборудование.
- Магнитофон - 1 шт..
- Наглядно-дидактические пособия к ОП ДОО в соответствие с ФОП.
- Наглядный и раздаточный материал.
- Развивающие, настольные, дидактические игры.
- ТИКО – конструктор «Эрудит» - 6
- ТИКО – конструктор «Архимед»- 6.
Кадровое обеспечение. Согласно Профессиональному стандарту «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых» по данной программе
может работать педагог дополнительного образования с уровнем образования
и
квалификации,
соответствующим
обозначениям таблицы пункта 2
Профессионального стандарта (Описание трудовых функций, входящих в
профессиональный стандарт), а именно: коды А и В с уровнями квалификации 6.
Методические материалы
Учебно-методические пособия:
-
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО
«Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
- Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления
28
детей. – СПб.: Речь, 2007.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. – М.:
Айрис-пресс, 2006.
Краткое описание общей методики работы
Педагог – руководитель детского объединения «ТИКО - страна» помогает
воспитателям изменить традиционные подходы к организации конструирования,
привлекая их к активному участию в работе над моделированием. Его цель – не
ограничиваться
конструированием из бумаги, бросового материала с детьми-
изобретателями, а через все виды деятельности способствовать формированию в
детях творческого начала.
Педагогу самому необходимо уметь конструировать, рассказывать, смотреть
и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению. Одно из
главных
условий
–
эмоциональное
отношение
взрослого
ко
всему
происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса
педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям
какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Обязанности педагога:
- создавать условия для развития творческой активности детей в моделировании
(свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и
сверстниками (в т.ч. предоставление сложных заданий активным, неусидчивым
детям);
- создавать условия для совместной деятельности детей и взрослых (сюжетноролевые игры с участием детей, родителей, сотрудников; организация
выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
Правильная организация конструкторской деятельности способствует выбору
основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному
использованию кадрового потенциала.
29
Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия
Словесные
устное изложение
Наглядные
Практические
Работа по образцу
анализ текста
показ
видеоматериалов,
иллюстраций
показ педагогом
приёмов исполнения
наблюдение
анализ модели, фигуры
работа по образцу и др. выставка
беседа, объяснение
Работа со схемой
упражнения
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1. Объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании
которых, дети воспринимают и усваивают готовую информацию).
2. Репродуктивные методы обучения (воспитанники
воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности).
3. Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном
поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Занятие
по
типу
может
быть
комбинированным,
теоретическим,
практическим, контрольным.
Методические рекомендации к организации занятий.
Во время занятий необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
- если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с
персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы
они могли подействовать или поговорить с ними;
- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
- в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Реализация воспитательного потенциала занятия предполагает создание
30
условий для развития познавательной активности обучающихся, их творческой
самореализации. Учебные занятия направлены на повышение технологической
грамотности в области инженерных и технических профессий, они проходят с
использованием учебно-лабораторного оборудования, что находит отражение
в формах и видах учебной деятельности обучающихся.
2.2. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы аттестации.
В
соответствии
с
детский сад «Солнечный»
индивидуальной
Уставом
оценка
МАДОУ – ЦРР «Слободо-Туринкий
качества
динамики обучающегося
освоения
программы
предусмотрены
и
следующие
формы диагностики, контроля и аттестации:
Входная диагностика проводится в начале учебного года в виде тестовых
заданий, собеседования сдачи норматива и фиксируется исходный уровень
обучающегося.
Промежуточная
аттестация
совпадает с этапами педагогического
контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты данных
контрольных заданий, упражнений, нормативов фиксируются в журнале учета
работы объединения.
Итоговая
аттестация
проводится в конце учебного года с целью
определения уровня освоения образовательной программы, реализации
поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения
полученного результата с целью образовательной программы.
Текущий- проводится в течении учебного года, для выявления уровня
овладения обучающимся знаниями, умениями и навыками.
Относительно уровня освоения программного материала планируются
способы
и формы проведения аттестационных мероприятий. С учётом
подготовленности обучающихся, их
способностей
31
и
возможностей
на
данном
конкретном
этапе
изучения
программы,
её разделов, формы
проведения аттестации могут быть следующие:
- продуктивные: соревнования, походы, олимпиады, тесты, выполнение
нормативов, показательные выступления, выполнение практических заданий;
- документальные: переводные нормативы, зачетная книжка, работа с картами.
При анализе уровня усвоения программного материала обучающимися
рекомендуется использовать карты достижений обучающихся, где усвоение
программного материала и развитие других качеств ребенка определяются по
трём уровням:
- низкий
– усвоение программы в неполном объеме, на уровне
воспроизведения терминов, понятий, представления, суждений, теоретические
и практические задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на
уровне коллектива;
- средний – усвоение программы в неполном объеме, теоретические и
практические задания; участие в отчетных мероприятиях, в конкурсах на
уровне коллектива;
- высокий – программный материал усвоен обучающимся
обучающийся имеет
высокие
соревнований,
и т.д.);
района
достижения
активный
(победитель
полностью,
областных
участник в жизни детского
объединения.
Оценочные материалы.
Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и
динамики личностного продвижения обучающегося (Приложение 1).
Результаты освоения программы учебной группой вносятся по итогам
входной диагностики, промежуточной и итоговой аттестации в «Карту
результативности учебной группы» ( Приложении 2).
Результаты освоения программы каждым из обучающихся вносятся в
«Личную карту…» (Приложение 3).
32
Способы определения результативности
(Оценочные материалы под редакцией Фешиной Е.В.)
Результат творческой деятельности заносится в диагностическую
карту (таблица 2) по 3-х бальной системе оценивания (см. таблица 1)
Таблица 1
№
п/п
ФИО
Узнавание
деталей по их
отдельным
изображениям
с 3 сторон
.Узнавание и
правильное
воспроизведени
е из деталей
конструкции,
изображенной
на схеме
Точное
изображение
на схеме
заданного
образца
конструкции
предмета
Умение
самостоятельно
создавать
развернутый
замысел
конструкции и
воплощать
задуманное в
постройке
Основы
коллективной
творческой
деятельности
нг
нг
нг
нг
нг
кг
кг
кг
кг
кг
Педагогическая диагностика конструкторской деятельности детей
дошкольного возраста.
Особую значимость познавательная деятельность приобретает накануне
поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных
и
психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной
культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной
ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю,
учиться у
одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Характеристика уровней знаний и умений конструкторской деятельности
Таблица 2
1.
1. Узнавание деталей по их отдельным изображениям с 3 сторон
Высокий уровень:
Средний уровень:
Низкий уровень:
3 балла
2 балла
1балл
Дети определяют 4-5
Дети узнают 2-3 детали
Дети
правильно
33
деталей без помощи со правильно, остальные с
выбирают 0-1 деталь,
стороны. Правильно
помощью воспитателя.
практически не узнают
ставят детали,
Могут ошибаться в
их
без
помощи
ориентируясь на их
оценке положения
воспитателя
или
изображение в схеме- детали
подсказки других детей
развертке.
2.Узнавание и правильное воспроизведение из деталей конструкции,
изображенной на схеме
1. Дети действуют
Дети правильно
Дети ошибаются в
самостоятельно и
выбирают детали, но
выборе деталей и их
практически без
ошибаются при
расположении
ошибок или с
определении их
относительно друг
незначительными
пространственного
друга
неточностями в
расположения.
размещении
элементов
конструкции
относительно друг
друга.
3. Точное изображение на схеме заданного образца конструкции предмета
1. Дети самостоятельно
Дети создают схему с
На схеме дети
воспроизводят
некоторыми
изображают только
конструкцию образца неточностями в
отдельные
сначала в виде
изображении формы и
разрозненные
графической модели,
размеров деталей.
элементы конструкции,
затем в постройке.
Уточнения вносят по
заменяют в
Небольшие
словесному замечанию
пространстве схемы
неточности возможны. воспитателя. В
одни фигуры другими,
Для исправления
отдельных случаях
нарушают пропорции
детям достаточно
указания могут
частей постройки. Для
получить совет
сопровождаться показом обнаружения ошибок и
взрослого.
способа исправления
их исправления
ошибок
требуется помощь
воспитателя и
применение действий
сближения схемы с
образцом постройки.
4.Умение самостоятельно создавать развернутый замысел конструкции и
воплощать задуманное в постройке
1. Дети самостоятельно
Дети тему постройки
Замысел у детей
разрабатывают
определяют заранее, но
неустойчив, тема
замысел в разных его раскрывают ее
меняется в процессе
звеньях (название
содержание только с
практических действий
34
предмета, его
помощью наводящих
с материалом,
назначение.)
вопросов взрослого.
схематические
Особенности его
Используют
зарисовки будущей
строения, материал.
схематический рисунок
конструкции
Могут рассказать о
для обозначения частей
неопределенны.
способе сооружения
предмета и удержания
Создаваемые
постройки и ее
замысла. Схему не
конструкции нечетки
особенностях,
детализируют и не
по содержанию.
объяснить свой
разрабатывают.
Объяснить их смысл и
интерес к этой теме.
Конструкцию, способ ее способ построения
При разработке
построения находят
дети не могут.
замысла конструкции путем практически проб
используют
литературные образы.
Создают как
реалистические, так и
символические
постройки.
5. Основы коллективной творческой деятельности
1.
Проявляет
инициативу,
согласованность
действий
с партнерами,
творческую
активность на всех
этапах
работы.
Формы
Проявляет инициативу и
согласованность
действий с партнерами в
планировании
коллективной
деятельности
Не проявляет
инициативы,
пассивен на всех этапах
работы.
подведения итогов реализации программы: наблюдение за
процессом творческой
работы
дошкольника
в
процессе
освоения
тематического раздела программы.
Темы творческих работ, по итогам освоения тематического раздела
1. Выставка по сказкам «Колобок», «Теремок»
2. Выставка «Дары Осени»
3. Выставка «Зоопарк»
4. Выставка «Зимние забавы»
5. Выставка «Военная техника»
35
6. Выставка «Космос»
7. Выставка «ТИКО-страна». Итоговое
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА:
1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. –
М.: Айрис-пресс, 2006.
2. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости
мышления детей. – СПб.: Речь, 2007.
3. Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. – М.: ООО
«Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.
4. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных
математических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ:
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. Учимся узнавать
геометрические фигуры. – М.: Дрофа, 2006.
2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.
– Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/ - (методические и
дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)
36
Приложение 1.
Критерии оценивания уровня освоения образовательной программы и динамики личностного продвижения обучающегося
Освоение
разделов
программы
0-4
Менее 1/3
5-8
1/3-2/3
высокий
уровень
средний уровень
низкий
уровень
Уровень
баллы
Знания и мастерство
Формирование
Формирование
знаний, умений,
общеучебных
навыков
способов
деятельности
Знание (воспроизводит
Выполнение со
термины, понятия,
значительной
представления, суждения,
помощью кого-либо
гипотезы,
теории,
(педагога,
родителя,
Понимание (понимает
Выполнение
при
концепции,
законы
более
опытного
смысл и значение
поддержке. Разовой
и
т.
д.)
учащегося)
терминов, понятий,
помощи.
Консультации
гипотез и т. д., может
кого-либо.
объяснить своими
словами, привести свои
примеры, аналогии).
(использует знания и
умения в сходных
учебных ситуациях).
9 – 12
2/3Овладение,
Самостоятельное
практически самостоятельный перенос
построение,
полностью
на другие предметы и
выполнение
виды
действий, операций.
деятельности
(осуществляет
взаимодействие уже
37
имеющихся знаний,
умений и навыков с вновь
приобретенными;
Личностное и социальное развитие
Развитие
Воспитанность
Формирование
личностных
социальных
свойств
компетенций
и способностей
Ниже возрастных, Знание элементарных
Знание
социальных,
норм, правил,
элементарных
индивидуальных
принципов
норм, правил,
норм.
принципов.
В соответствии с
Усвоение,
Усвоение
возрастными,
применение
социальными,
элементарных норм,
индивидуальными правил. принципов по
нормами.
инициативе «извне»
Эмоциональная
значимость
(ситуативное
проявление).
Выше
возрастных,
социальных,
индивидуальных
норм.
Поведение,
построенное на
убеждении;
осознание начения
смысла и цели.
элементарных
норм, правил,
принципов по
инициативе
«извне»
Эмоциональная
значимость
(ситуативное
проявление).
Поведение,
построенное
на убеждении;
осознание значения
смысла и цели.
Приложение 2
Карта результативности освоения образовательной программы
за 20__ - 20__ учебный год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0-4
низкий уровень
5-8
средний уровень
9-12
высокий уровень
38
международны
й
всероссийский
область
округ
район
учреждение
Достижения (кол - во)
на уровне
объединение
конец года
середина года
Развитие
коммуникации
начало года
конец года
середина года
Воспитанность
начало года
конец года
середина года
Развитие
личностных
свойств и
способностей
начало года
конец года
середина года
Формирование
общеучебных
способов
деятельности
начало года
конец года
середина года
Формирование
ЗУН
начало года
конец года
Освоение
разделов
программы
середина года
ФИ
обучающегося
начало года
№
39
Приложение 3
Личная карта
результативности освоения образовательной программы
воспитанника (цы) детского объединения
Фамилия, имя _______________________________________
Параметры
оценивания
Форма проверки, диагностики
конец года
середина года
начало года
1 год обучения
1.Освоение разделов
программы
Введение
в
Тикоконструирование
Плоскостное
моделирование
тест
упражнения
соревнования
упражнения
оказание помощи
Объёмное
моделирование
Итоговый урок
упражнения
сдача нормативов
Практическая работа
Опрос, тест, сдача нормативов
2.Формирование
знаний, умений,
навыков.
термины
понятия
приёмы
алгоритмы действий
навыки планирования
навыки организации
соблюдение ТБ
использование
оборудования
3 Формирование
общеучебных способов
деятельности
Выбор
Практическая работа
Опрос, тест, сдача нормативов
Сравнение
Сопоставление
Анализ
Синтез
Рефлексия
Практическая работа
Тестирование,
анкетирование
4.Развитие личностных
свойств и способностей
40
кругозор
познавательная
активность
соревновательность
генерирования идей
самостоятельность
стремление к
самоактуализации
5.Воспитанность.
Формирование
гуманистического
отношения:
К себе
Педагогические ситуации
КТД, Беседа
практика
К труду
К знаниям
К обществу
К человеку
6. Предметные
достижения
обучающегося:
на уровне детского
объединения
на уровне ЦДТ
на уровне района
на уровне округа
на уровне области
на всероссийском уровне
на международном
уровне
Общие замечания, суждения и выводы педагога
__________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________
_______________________
41
Аннотация
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«ТИКО - конструирование»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
технической направленности «ТИКО - конструирование» ориентирована на
обучение дошкольников 5-7 лет в количестве 10 – 12 человек.
Программа разработана для разновозрастного детского объединения. По
уровню освоения - общеразвивающая, базового уровня.
Цель
программы:
Развитие
пространственного
мышления,
творческих
способностей дошкольников в процессе конструирования плоскостных и
объемных фигур из деталей конструктора ТИКО.
Задачи программы:
Обучающие
будут знать:
- названия деталей ТИКО - конструктора, различать и называть их;
- различные способы крепления деталей ТИКО;
- понятия «пятиугольник», «четырехугольник»;
- понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз», «влево», «вправо»;
- понятия «плоскостная фигура», «объемная фигура».
уметь:
- анализировать готовые постройки;
- выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать
их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по
форме, размеру зависят от назначения предметов;
- планировать этапы создания постройки;
- работать коллективно;
- конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему
будущей конструкции;
42
- конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать
материал и способ конструирования;
- размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки;
- выделять многогранники из предметной среды окружающего мира;
- конструировать различные виды многогранников.
Развивающие
- развивать конструктивное воображение при создании постройки по
собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
- формировать целостное восприятие предмета;
- развивать умение сотрудничать, договариваться друг с другом в процессе
организации и проведения совместных конструкторских проектов.
Воспитательные
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
- развивать коммуникативную компетентность старших дошкольников на
основе организации совместной продуктивной деятельности (умение работать
над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие
навыков межличностного общения и коллективного творчества).
Данная программа состоит из блоков и тем различных направленностей,
что предполагает привлечение к реализации данной программы специалистов из
данных областей. Таким образом, при реализации программы может быть
использовано сетевое взаимодействие и социальное партнерство.
Программа рассчитана на 1 год обучения, 72 часа в год, 2 раза в неделю по
1 часу. Продолжительность учебного часа составляет 30 минут. Режим занятий
устанавливается в соответствии требованиями с СанПиН 1.2.3685-21.
В случае возникновения ситуации, связанной с изменением режима работы
учреждения, данная программа может реализовываться с использованием
дистанционных образовательных технологий.
43