Коллегам
13.04.2025
«Как не злиться на детей и не выгореть на работе»
01.04.2025
Консультация
для воспитателей «Как не злиться на детей и не выгореть на работе»
Выгорание среди воспитателей детских садов — довольно частое явление,
даже если педагоги очень любят детей.
Да, 365 дней (минус отпуск) невозможно
приходить и уходить с работы в
отличном настроении. Наверное, это даже ненормально. Но современный детский
сад, с «современными родителями» – это место, в котором
мы проводим очень много времени. И это должно быть искреннее желание, а не
мысль «пока не подвернется что-то получше, побуду здесь».
Уважаемые коллеги, я действующий воспитатель и знаю особенности
нашей с вами деятельности - изнутри, поэтому предлагаю вашему вниманию
несколько советов, которые поддержат вас и позволят заново полюбить дело,
которым вы занимаетесь.
1. Сформулируйте цели своей работы. Попробуйте переосмыслить свои
представления о том, как в идеале должна выглядеть работа с дошкольниками. Это поможет лучше понять, каких целей вы
хотите достигнуть. Задайте себе следующие вопросы:
чему вы должны научить ребенка? Какими знаниями и умениями вы хотите с ним
поделиться?
2. Не забывайте о главной функции детского
сада — социализации. Если постоянно думать только о дисциплине, поделках и о
том, как заставить детей спать и
есть, можно получить стресс. А если вспомнить, что главное в детском
саду — уметь играть и заводить друзей, учиться решать проблемы и приобретать
навыки саморегуляции, то вам самим станет проще. И работа будет приносить больше радости. Социальные и
эмоциональные навыки некоторые незаслуженно считают менее важными, чем знание
алфавита или умение писать. Но именно их необходимо развивать и прокачивать. И
никто, кроме вас, не поможет с этим детям.
3. Не злитесь на плохое поведение детей, а работайте с
ним.
Я знаю, это звучит необычно. Но когда вы
сидите вместе в тихом уголке и убеждаете ребенка использовать разные способы
самоуспокоения и саморегуляции, вы уже его обучаете. Со временем он начнет
распознавать моменты, когда надо себя контролировать.
4. Помните, что вся группа постоянно наблюдает
за вами. И тоже в это время учится, наблюдая за вашими реакциями, за тем, как
вы ведете себя в тех
или иных ситуациях. Так и происходит процесс социализации.
5. Не читайте мораль, а объясняйте правила
жизни в игровой форме. Можно, например, включить обучение детей техникам самоуспокоения в
ежедневное расписание. Например, предложить детям упражнение «Объятия бабочки» или изображать вместе с ними
разных животных. А еще можно составить списки целей группы и вместе с детьми
дать торжественные обещания их добиваться — и в качестве подписей оставить
отпечатки своих ладоней. Такие трогательные моменты отлично объединяют и
вдохновляют не только детей,
но и взрослых.
6. Радуйтесь даже небольшим успехам детей.
Если не радоваться небольшим
успехам на пути к глобальной цели, и у детей, и у воспитателей будет ощущение, что они ничего не
достигли.
Ребёнок впервые смог воспользоваться горшком? Отлично! Смог
пойти в тихую зону и успокоиться? Дайте ему «пять»! Ваша группа
убрала игрушки всего лишь после второй просьбы? Класс!
В жизни любого воспитателя обязательно будут дни, когда он спршивает: в чем смысл моей работы? Поэтому мы должны регулярно проводить
ревизию своих целей и замечать маленькие моменты радости.
Именно это поможет воспитателям вернуть ощущение
удовлетворения от работы и
вспомнить о причинах того, почему они когда-то выбрали эту профессию.
7. Личная жизнь должна быть обязательно. И
никакой работы дома
За пределами насыщенной дошкольной жизни
должна быть не менее насыщенная личная жизнь: семья, дети, друзья, хобби, путешествия.
Нельзя жить одной лишь работой, нужно на что-то
переключаться. Так с любой работой,
а с нашей – особенно.
А что значит управлять эмоциями? Это значит – понять их причину,
прочувствовать, услышать то, что они хотят вам сказать. Откуда берётся ваша
злость? Почему вы сейчас ощущаете досаду? Что именно расстроило вас в этой
ситуации? Чаще задавайте себе эти вопросы, и вы многое узнаете о своем
внутреннем мире и о чувствах, которые испытываете.
Психология эмоций такова, что события в нашей жизни не имеют
никакой эмоциональной окраски. Мы сами выбираем, в какой цвет их окрашивать и
как на них реагировать. Для кого-то разбитая тарелка – повод накричать на
ребёнка, а для кого-то – к счастью.
Спасибо за внимание!