flpnloxeuue J\! I
I4.H.A.rrunona.
<<28 >> aBrycra 2025 r.
-
YtIEEHhIfr U.NArr
MAAoy qPP-
<>
Пояснительная записка
Учебный план отражает структуру образовательной деятельности
(обучения и воспитания) по образовательной программе дошкольного
образования МАДОУ ЦРР - «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный».
Учебный план разработан в соответствии с основополагающими
документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря
2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями
и дополнениями);
- Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (утв.приказом Минобрнауки России от 17
октября 2013 г. № 1155; в редакции приказа Минпросвещения России от 8
ноября 2022 г. № 955), (далее – ФОП ДО); - Федеральная образовательная
программа
дошкольного
образования
(утверждена
приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028), (далее – ФОП ДО); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным
программам
общеобразовательным
дошкольного
программам
образования
(утв.
-
образовательным
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373); - Санитарные
правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи (утв. постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28); - Санитарные
правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требование к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (утв.постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2);
- Образовательная программа дошкольного образования МАДОУ ЦРР «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный».
Основными задачами Учебного плана являются:
2
1. Реализация требований к содержанию образовательной деятельности в
соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
2. Регулирование объёма образовательной нагрузки в соответствии с
требованиями СанПиН.
3. Регулирование содержания образовательной деятельности в обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Согласно ключевым положениям Федерального государственного стандарта
дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) учебный план представлен
обязательной частью и частью,
формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими
и
необходимыми
с
точки
зрения
реализации
требований ФГОС ДО (п. 2.9.).
Пунктом 2.6. ФГОС ДО определенны направления обучения и воспитания
детей (образовательные области): социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие.
Конкретное содержание образовательных областей реализуется в различных
видах деятельности (п. 2.7. ФГОС ДО):
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность (орудийнопредметные
действия
-
ест
ложкой,
пьет
из
кружки
и
другое);
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто);
ситуативно-деловое общение со взрослым и эмоционально практическое со
сверстниками под руководством взрослого; двигательная деятельность
(основные движения, общеразвивающие упражнения, простые подвижные
игры);
игровая
(отобразительная,
сюжетно-отобразительная,
игры
с
дидактическими игрушками); речевая (понимание речи взрослого, слушание
и понимание стихов, активная речь); изобразительная деятельность
(рисование, лепка) и конструирование из мелкого и крупного строительного
материала; самообслуживание и элементарные трудовые действия (убирает
игрушки, подметает веником, поливает цветы из лейки и другое);
3
музыкальная
деятельность
(слушание
музыки
и
исполнительство,
музыкально-ритмические движения);
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность
(сюжетно-ролевая,
театрализованная,
режиссерская,
строительно-
конструктивная, дидактическая, подвижная и другое); общение со взрослым
(ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-
личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
речевая (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и
монологическая речь); познавательно-исследовательская деятельность и
экспериментирование; изобразительная деятельность (рисование, лепка,
аппликация) и конструирование из разных материалов по образцу, условию и
замыслу
ребенка;
двигательная
(основные
виды
движений,
общеразвивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы
спортивных
игр
и
другое);
элементарная
трудовая
деятельность
(самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной
труд); музыкальная (слушание и понимание музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах).
Следуя требованиям ФОП ДО (п. 24.1.) образовательная деятельность в ДОО
включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы
ДО.
МАДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, при 10 часовом
рабочем дне.
В 2025 – 2026 учебном году функционирует 8 разновозрастных групп:
4
Адаптационная группа – 1,2-3 года;
Первая группа раннего возраста– 1,2 – 2 года;
Вторая группа раннего возраста – 2-3 года;
Младшая группа – 3-4 года;
Средняя группа – 4-5 лет;
Старшая группа – 5-6 лет;
Подготовительная к школе группа – 6-7 лет;
Группа компенсирующей направленности – 3-7 лет.
Требования и показатели организации образовательного процесса
Показатель
Возраст
Норматив
Требования к организации образовательного процесса
Начало занятий не ранее
все возраста
8.00
Окончание занятий, не позднее
все возраста
17.00
Продолжительность занятия для детей
дошкольного возраста, не более
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
10 минут
15 минут
20 минут
25 минут
30 минут
Продолжительность дневной
суммарной образовательной нагрузки
для детей дошкольного возраста, не
более
от 1,5 до 3 лет
от 3 до 4 лет
от 4 до 5 лет
от 5 до 6 лет
от 6 до 7 лет
20 минут
30 минут
40 минут
50 минут или 75 мин при
организации 1 занятия
последневного сна
90 минут
Продолжительность перерывов между
занятиями, не менее
все возраста
10 минут
Перерыв во время занятий для
гимнастики, не менее
все возраста
2-х минут
Показатели организации образовательного процесса
Продолжительность ночного сна не
менее
1–3 года
4–7 лет
12 часов
11 часов
Продолжительность дневного сна, не
менее
1–3 года
4–7 лет
3 часа
2,5 часа
для детей до 7 лет
3 часа в
Продолжительность прогулок, не менее
5
день
Суммарный объем двигательной
активности, не менее
все возраста
1 часа в
день
Утренний подъем, не ранее
все возраста
7 ч 00 мин
до 7 лет
10 минут
Утренняя зарядка, продолжительность,
не менее
Недельная
учебная
нагрузка
образовательной
деятельности
предусматривает:
- в адаптационной группе – 10;
- в первой группе раннего возраста – 10;
- во второй группе раннего возраста – 10;
- в младшей группе – 10;
- в средней группе – 10;
- в группе компенсирующей направленности – 13;
- в старшей группе – 14;
- в подготовительной к школе группе -15;
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности:
- первая группа раннего возраста– 8-10 минут;
- вторая группа раннего возраста– 10 минут;
- младшая группа – 15 минут;
- средняя группа - 20 минут;
- старшая группа – 25 минут;
- подготовительная группа – 30 минут;
- группа компенсирующей направленности – 25 минут.
Учебный год начинается с 01сентября, заканчивается 29 мая.
С 01 сентября по 15 сентября ежегодно проводится начальная
диагностика уровня развития воспитанников.
С 15 мая по 29 мая ежегодно проводится итоговая диагностика уровня
развития воспитанников.
6
С 01 июня по 31 августа – летний оздоровительный период, во время
которого проводится совместная деятельность педагогов и детей только
эстетического и оздоровительного циклов (музыкальные, спортивные,
изобразительного искусства).
В
летний оздоровительный период
организуются спортивные и подвижные игры, эстафеты, спортивные
праздники,
музыкальные
развлечения,
экскурсии
и
др.,
а
также
увеличивается продолжительность прогулок. Конструктивные игры с песком
и различным природным материалом, водой, планируются ежедневно.
1 раз в месяц проводятся спортивные и музыкальные праздники,
планируется посещение музея, библиотеки.
В середине занятия статического характера проводятся физкультурные
минутки.
Структура занятий МАДОУ ЦРР - «Слободо-Туринский детский сад
«Солнечный» разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования
и на основе образовательной программы дошкольного образования.
Структура
занятия
для
образовательного
учреждения
является
нормативным актом, устанавливающим перечень направлений развития и
образования детей (образовательных областей) и объем учебного времени,
отводимого на проведение совместной деятельности воспитателя и детей,
непосредственно образовательной деятельности.
В
Структуре
непосредственно
занятий
предложено
образовательной
распределение
деятельности,
дающее
количества
возможность
образовательному учреждению использовать модульный подход, строится на
принципах дифференциации и вариативности.
В Структуре занятий выделяются
обязательная часть и часть,
формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются
взаимодополняющими
и
необходимыми
с
точки
зрения
реализации
требований ФГОС ДО и ФОП ДО.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода,
обеспечивая
развитие
детей
во
всех
пяти
взаимодополняющих
7
образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта).
Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от
ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных
отношений, не более 40%.
В Структуру занятий включены пять направлений, обеспечивающие
познавательное, речевое,
социально-коммуникативное, художественно-
эстетическое и физическое развитие детей.
Вся
непрерывно
интегрированный
адекватных
характер.
возрасту
коммуникативной,
видах
образовательная
Образовательный
деятельности
трудовой,
деятельность
процесс
(игровой,
носит
построен
на
двигательной,
познавательно-исследовательской,
конструктивно-модельной, музыкально-художественной, чтении), формах
проведения и организации работы с детьми.
В части, формируемой участниками образовательных отношений,
представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками
образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в
пяти образовательных областях, в различных видах деятельности и
культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы),
методики, формы организации образовательной работы.
В нее входят:
- Краеведение - Программа «СамоЦвет», авторы: Дягилева Н. В.,
Закревская О. В., Толстикова О. В. Курс введен в старших дошкольных
группах.
- Психологическое – Программа «Цветик-семицветик», автор Н.Ю.
Куражева. Курс введен с младшего дошкольного возраста.
- Физкультурное – Программа «Детский фитнес», автор Е.В. Сулим.
Курс введен в младшей и средней дошкольных группах.
- Социально-коммуникативное - Программа «Формирование культуры
безопасности», автор Л.Л.Тимофеева. Курс введен с младшего дошкольного
возраста.
8
Парциальные образовательные программы реализуются в качестве
образовательного
модуля
в
ходе
выполнения
разделов
основной
образовательной программы (часть программы, формируемая участниками
образовательного процесса).
Основу
организации
образовательного
процесса
составляет
комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а
решением программных задач осуществляется в разных формах совместной
деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности
детей и режимных моментах.
В ДОУ составлена «гибкая» - вариативная сетка занятий. Педагоги
выносят
занятия
на
прогулку,
в
игровую
деятельность;
проводят
комплексные, интегрированные занятия совместно со специалистами.
В младшей, средней группе занятия
познавательно-исследовательской
и
«Экологическое», «Развитие
продуктивной
деятельности», «Художественное конструирование»
(конструктивной)
и «Психологическое
– «Цветик-семицветик» вынесено в свободную деятельность. За счет этого
введен курс занятий по формированию культуры безопасности, где решается
несколько программных задач. Часть задач решается через познавательно –
экспериментальную деятельность.
Проблема увеличения нагрузки в ДОУ решается следующим образом:
- в первой группе раннего возраста 1 занятие в неделю со строительным
материалом и 1 занятие в неделю с дидактическим материалом вынесены в
свободную деятельность, так как проводятся по 1 занятию в неделю
рисование и лепка (с использованием нетрадиционных техник).
В
старшей
и
подготовительной к школе группах
физкультурного занятия вынесен на прогулку, где проводится
третий час
обучение
детей спортивным играм и упражнениям (планируются 1 раз в неделю).
В подготовительной к школе группе вынесены в свободную деятельность
«Художественное
конструирование»,
«Экологическое
воспитание»
и
«Шахматный клуб «Пешечка».
9
В ДОУ имеется кабинет учителя-логопеда и учителя - дефектолога с
целью осуществления совместного образования детей с нарушением речи и
детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с
образовательной программой детского сада, разработанной
на основе
федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного
образования,
с
учетом
особенностей
психофизического
развития
и
возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья; оказания
помощи родителям в воспитании
детей. Для них
занятия проводятся в
игровой форме. Все это делается для повышения познавательной и
двигательной активности детей, для более эффективного развития ребенка.
Программные задачи решаются в течение утреннего (с 9.00-12.00) и
вечернего (15.00-17.30) отрезков времени, поэтому у каждого педагога
составлена циклограмма
планирования воспитательно-образовательной
работы, в которой учитываются все виды деятельности с учетом требований
ФГОС ДО и ФОП ДО.
Учитывая специфику деятельности адаптационной группы для детей
раннего возраста, предусматривающую постоянное пополнение контингента
воспитанников в течение всего года, в ДОУ составлена программа
адаптационной группы «Я расту».
10
Направления
развития
I
Обязательная
часть
занятия
Социальнокоммуникативное
развитие
Количество занятий в неделю/ год
Первая
группа
раннего
возраста
Вторая
группа
раннего
возраста
Младшая
группа
Средняя
группа
Группа
компенсирующей
направленности
Старшая
группа
Подготовительная
группа
Адапт-я
группа
раннего
возраста
1.1
Сенсорика
1.2
Занятия с
дидактическим
материалом
Расширение
ориентировки в
окружающем и
развитие речи
Формирование
целостной картины
мира
ФЭМП
1/33
1/36
2/72
2/72
1.6
Занятия со
строительным
материалом
1/36
1.7
Развитие
познавательноисследовательской
и продуктивной
(конструктивной)
деятельности
0,5/18
0,5/18
0,5/18
1.8
«Финансовая
грамотность»
0,25/18
0,5/18
0,5/18
1.3
Познавательное
развитие
1.4
1.5
1/36
0,5/18
0,5/18
0,5/18
0,5/18
0,5/18
0,5/18
1/36
1/36
1/36
1/36
2/72
1/36
11
Направления
развития
I
Обязательная
часть
занятия
Речевое
развитие
1.9
Развитие речи
1.10
1.12
Подготовка к
обучению грамоте
Художественная
литература
Музыкальное
1.13
1.11
Художественно 1.14
-эстетическое
1.15
развитие
Физическое
развитие
Количество занятий в неделю/ год
Первая
группа
раннего
возраста
Вторая
группа
раннего
возраста
Младшая
группа
Средняя
группа
Группа
компенсирующей
направленности
Старшая
группа
Подготовительная
группа
1/36
0,5/18
0,5/18
1/36
1/36
0,5/18
0,25/9
1/36
1/36
Адапт-я
группа
раннего
возраста
0,75/27
0,5/18
0,5/18
1/36
1/36
0,5/18
2/72
2/72
2/72
2/72
2/72
2/72
2/72
2/72
Рисование
1/36
1/36
1/36
1/36
1/36
1/36
2/72
1/36
Лепка
1/36
1/36
0,5/18
0,5/18
0,5/18
0,5/18
0,5/18
1/36
0,5/18
0,5/18
0,5/18
0,5/18
0,5/18
0,5/18
Аппликация
1.16
Художественное
конструирование
1.17
Развитие движений
1.18
Физическая
культура
ИТОГО по обязательной части
0,5/18
2/72
2/72
2/72
2/72
2/72
3/108
3/108
3/108
10,0
9,75
8,5
8,5
11,5
13,0
13,5
10,0
100%
97,5%
85%
85%
88%
93%
90%
100%
12
Направления
развития
II
Часть,
формируемая
участниками ОП
занятия
Социальнокоммуникативное
развитие
2.1.
2.2
Познавательное
развитие
2.3.
Физическое
развитие
2.4.
Количество занятий в неделю/ год
Первая
группа
раннего
возраста
Психологическое
«Цветиксемицветик»
«Формирование
культуры
безопасности»
Краеведение
«СамоЦвет»
Физкультурное
«Детский фитнес»
ИТОГО по части,
формируемой участниками ОП
ИТОГО по занятиям
Вторая
группа
раннего
возраста
Младшая
группа
Средняя
группа
0,25/9
0,5/18
0,5/18
1/36
1/36
Группа
компенсирующей
направленности
Старшая
группа
Подготовительная
группа
1/36
0,25/9
0,75/27
0,5/9
0,5/18
0,5/18
0,25/9
0,25/9
Адапт-я
группа
раннего
возраста
0
0,25
1,5
1,5
1,5
1,0
1,5
0
0%
2,5%
15%
15%
12%
7%
10 %
0%
10
10
10
10
13,0
14,0
15
10
13
Совместная деятельность детей и воспитателя в режимных моментах
Количество форм ОД в неделю
Формы ОД
в режимных моментах
Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления
положительного социально-эмоционального опыта
Беседы и разговоры с детьми по их интересам
Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с
правилами и другие виды игр
Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая,
режиссерская,
игра-драматизация,
строительноконструктивная игра)
Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая,
режиссерская,
игра-драматизация,
строительноконструктивная игра)
Театрализованные игры
Досуг здоровья и подвижныхных игр
Подвижные игры
Познавательная и исследовательская деятельность: опыты и
эксперименты, наблюдения; наблюдения за природой ( на
прогулке)
Формы
творческой
активности,
обеспечивающие
художественно-эстетическое развитие детей:
- музыкально-театральное направление
- творческие мастерские по интересам
- чтение литературных произведений
Самообслуживание и элементарный труд:
- самообслуживание
- трудовые поручения
- трудовые поручения( общий и совместный труд)
Первая
группа
раннего
возраста
Вторая
группа
раннего
возраста
Младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовите
льная
группа
Адапт-я
группа
раннего
возраста
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
3 раза
3 раза
3 раза
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
3 раза
3 раза
3 раза
ежедневно
2 раза
2 раза
3 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 раз
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 раз
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 раз
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 раз
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 раз
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 раз
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 р. в 2 н.
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
14
Совместная деятельность детей в режимных моментах
Распределение времени в течение недели
Первая
группа
раннего
возраста
10-50 мин
Вторая
группа
раннего
возраста
10-50 мин
Младшая
группа
Средняя
группа
Старшая
группа
Подготовительная
группа
10-50 мин
10-50 мин
10-50 мин
10-50 мин
Адапт-я
группа
раннего
возраста
10-50 мин
Самостоятельные игры в 1-ой половине
дня до НОД
20 мин
20 мин
15 мин
15 мин
15 мин
15 мин
20 мин
Подготовка к прогулке, самостоятельная
деятельность на прогулке
60 мин
60 мин
1 ч 20 мин
1 ч 30 мин
1 ч 40 мин
1 ч 40 мин
60 мин
Самостоятельные
игры
и
досуги,
общение, деятельность по интересам во
2-ой половине дня
40 мин
40 мин
30 мин
30 мин
30 мин
30 мин
-
Прогулка, самостоятельная деятельность,
игры перед уходом домой
50 мин
50 мин
30-60 мин
40-60 мин
45-75 мин
50-90 мин
-
Режимные моменты
Игры,
общение,
деятельность
по
интересам во время утреннего приема
15